Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Организация работы секции баскетбол в образовательных учреждениях методическая разработка на тему. Спортивно-массовая работа в школе Организация спортивных секций в образовательных учреждениях

Введение

Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте.

Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в школе.

Формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего школьного возраста

Заключение.

Введение.

Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта. Ведётся совместная работа учителей начальной школы, физической культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья.

При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе.

В последние годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась весьма эффективными видами оздоровления учащихся, повышения их работоспособности, в определенной степени психологического воздействия на их сознание идеи о необходимости использования физической культуры и спорта в своей повседневной деятельности. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, как правило, должны охватывать всех учащихся школы.

Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.

Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.

Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте

Основными показателями общей физической подготовленности школьников были, есть и будут достижения в основных движениях. В них, как в фокусе, видно умение владеть своим телом, умение выполнять движение экономно, быстро, точно. В этих движениях выявляется уровень развития физических качеств, скорости, ловкости, силы и др. Разумеется, педагогический процесс по физическому воспитанию не ограничивается узким набором упражнений, «приложимых в жизненных условиях». Чем больше число двигательных условных рефлексов приобретает ученик, тем более сложные и разнообразные двигательные задачи может ставить учитель перед учениками, тем легче приобретается навык. А двигательный навык характеризуется объединением частных операций в единое целое, устранение ненужных движений, задержек, повышением точности и ритмичности движений, уменьшением времени на выполнение действия в целом, строгой системностью в движениях, слаженностью различных систем организма.

Двигательный навык позволяет экономить физические и психические силы, облегчает ориентировку в окружающей среде, освобождает сознание для своевременного осмысливания действия.

Известно, недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность снижает функциональные сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка, в результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется моторное развитие. Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют.

Известно, что потребность детей младшего школьного возраста двигаться на 18-22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. К таким относятся движения рук, ног. Повороты туловища, головы, движения рук во время письма, труда, рисования, выход к доске и т.д. однако спонтанно созданные движения на уроках не могут полностью удовлетворить движения учащихся.

В дни, когда по расписанию проводится урок физкультуры, дефицит двигательной активности составляет 40%, а в дни когда их нет, увеличивается до 80%. Исходя их данных о том, что урок максимально компенсирует 40% естественной биологической потребности школьников в движении, суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов, а недельный не менее 14 часов.

На современном этапе развития школ, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только на уроках физической культуры. В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей.

Огромную роль здесь играют все виды физкультурно-оздоровительной работы в режиме школ с продленным днем. Они являются основными поставщиками необходимых ребенку движений. В школах, где физкультурно-оздоровительная работа всем своим видом, где она является обязательной для всех здоровых людей, не стоит проблема «двигательного голодания» со всеми вытекающими последствиями. Поэтому с первых дней нужно учить школьников строго соблюдать режим. Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время отрицательно сказывается на растущем организме ребенка.

Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого ребенка с плохой осанкой, то также безошибочно можно сказать, что он мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложиться спать. А значит и не досыпает. Отсутствие занятий физической культурой, физическими упражнениями отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и психоневрологическом статусе ребенка.

Твердый распорядок предусматривающий все моменты двигательного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на игры и развлечения, и занятия спортом. Разнообразия движений необходимы для роста и жизнедеятельности ребенка. О том, что движение способствует здоровью, люди знали еще давно. Мы часто слышим разговоры о гиподинамии, т.е. о снижении физической активности, недостаточной физической нагрузки. Семилетний ребенок проводит 3-4 часа за партой в школе, потом 1-1,5 часа готовит уроки дома и столько же просиживает у телевизора. А без движения, без полноценного отдыха на воздухе нет, как правило, и полноценного развития.

Гиподинамия чревата опасностью вызвать различного рода нежелательные отклонения в здоровье ребенка, привести к психическим расстройствам и нервным срывам. И наоборот, у школьников, ежедневно занимающихся физическими упражнениями, отличаются несколько большие прибавки в росте, значительное увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Существенные изменения происходят и в обмене веществ: лучше усваиваются питательные вещества, более интенсивно протекают окислительные процессы. Благоприятно отражаются занятия физической культурой и на развитии всего опорно-двигательного аппарата ребенка, что создает условия для развития здоровья.

Физкультура в школе в начальных классах продолжает обучать детей:

Правильно дышать, сочетать дыхание с движением;

Усложненным ходьбе и бегу;

Бегу с препятствиями;

Начальным навыкам прыжков в длину и высоту с разбега;

Подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками;

Метать мяч в цель на разном расстоянии;

Лазать различными способами по гимнастической стенке;

Элементам спортивно-командных игр;

Часто обучают плаванию, ходьбе на лыжах.

Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в школе

Основная роль в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и внеурочного дня, для организации внеклассной и спортивно-массовой работы может принадлежать школьному совету коллектива по физической культуре.

Спортивные секции - создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции, прежде всего, учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу - наличие спортивной базы, специализации тех лиц, которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 - 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства.

Наряду со спортивными секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке (ОФП). В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы.

Работа с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), занимает одно из важных мест в осуществлении задач физического воспитания школьников и осуществляется в группах лечебной физической культуры (ЛФК). Занятия в группах (ЛФК) проводятся с детьми отнесенным к специальной медицинской группе (СМС) имеющие отклонения в состоянии здоровья, которым противопоказана усиленная физическая нагрузка. Занятия в группах (ЛФК) могут носить как постоянный, так и временный характер, в зависимости от заболевания.

Задача подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по физической культуре. Реализация задачи по сдаче контрольных нормативов напрямую зависит от эффективности уроков физического воспитания, от того, в какой степени учащиеся овладели практическим и теоретическим материалом учебной программы, какой уровень освоения навыков, умений, качеств и знаний смог учитель физической культуры обеспечить своим учащимся. Необходимо помнить, что подготовка к сдаче учебных нормативов ведется не только на уроках физической культуры, но и на внеклассных и внешкольных занятиях по различным видам спорта.

Особое внимание требуется к учащимся с недостаточным развитием двигательных качеств и навыков. Для этой группы учащихся организуются дополнительные внеурочные занятия по подготовке к сдаче учебных нормативов. Учитель физической культуры должен для этой группы учащихся, подобрать и определить индивидуальные задания физических упражнений, исходя из индивидуальных, возрастных особенностей развития физических качеств учащихся. Необходимо также учителю физического воспитания установит прямой контакт с родителями, для осуществления контроля физического состояния учащихся, по согласованию с родителями вести дневник самоконтроля своего физического состояния.

Специальные задачи по подготовке юных спортсменов решают группы подготовки ДЮСШ. Организационная структура этой работы позволяет привлечь широкий круг детей и подростков к регулярным занятиям спортом. В зависимости от специфики видов спорта культивируемых в школе могут создаваться филиалы ДЮСШ при школе. Важной организационно-педагогической проблемой является отбор учащихся в группы начальной подготовки ДЮС.

В группы начальной подготовки ДЮСШ осуществляется по принципу осуществления массовости спорта, а затем уже с целью достижения определенных спортивных результатов. Создание в структуре школы такого звена позволяет дополнительно привлечь к регулярным занятиям большое количество учащихся. Данная группа начальной подготовки ДЮСШ - должна являться самостоятельной структурной единицей школы, которая должна решать главную задачу - привлечение к физической культуре и спорту максимального числа школьников средствами ОФП на базе одного из видов спорта. Важно помнить, что в этих группах, учащиеся должны приобщаться к спорту в целом.

Особо следует отметить такую форму работы, как организация летнего спортивно-оздоровительного лагеря, позволяющего осуществлять круглогодичную учебно-тренировочную работу с учащимися.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований - Спартакиад. Их любят учащиеся, Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.

Организаторам внутри школьных соревнований необходимо помнить, что участию в спортивных соревнованиях любого ученика должна предшествовать спортивная подготовка. Только в этом случае соревнования будут для учащегося полезными.

В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования "" Веселые старты "", "" А, ну-ка мальчики! "", "" А, ну-ка девочки! "", "" Папа, Мама - Я спортивная семья! "", "" Кожаный мяч "", "" Белая ладья "", "" День прыгуна "", открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и т. д.; в зимних условиях - катания на лыжах, санках.

Необходимо, чтобы все эти виды активного отдыха проходили без чрезмерной повышенной физической нагрузки, интересно для всех учащихся. Одним из обязательных условий является обеспечение этого мероприятия медицинского обслуживания.

Основным показателем результативности дня здоровья является массовость. Поэтому, при проведении главное внимание уделяется занятости школьников, активному участию всех их в запланированных видах программы. Временно освобожденные врачом от занятий физической культурой учащиеся также находятся в составе класса на местах проведения спортивных мероприятий, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе.

Формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми в начальной школе.

Физкультурно-оздоровительная программа школы включает в себя:

Подготовку и проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, дней здоровья;

Проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний;

Организацию экскурсий, походов, прогулок;

Организацию интересного и плодотворного досуга, включая каникулярное время;

Пропаганду здорового образа жизни детей и подростков;

Привлечение родителей и других представителей взрослого населения

Для физической и психологической разгрузки учащихся созданы спортивные секции, кружки. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах.

В оздоровительных целях созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении. В общей сумме время физической активности ученика составляет не менее 2-х часов в день. Такой объём достигается благодаря проведению гимнастики перед началом учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр во время перемен, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

В школе для учащихся 1-5 классов в течение урока обязательно проводится физкультминутка. Физиологически обоснованным временем для физкультурной паузы, длящейся 1-5 минут, считается 15-20-я минута урока, поэтому учитель планирует его так, чтобы после завершения работы над логическим блоком можно было провести физминутку и перейти к следующему этапу обучения.

Неукоснительно соблюдается продолжительность перемен. Между уроками ребята отдыхают не менее 10 минут, а после второго и третьего урока - 15 минут.

При этом в обязательном порядке выполняются следующие требования: максимальное использование свежего воздуха, проведение подвижных игр на свежем воздухе. Этому способствует наличие игровой площадки для 1-5 классов, стадиона и спортивного городка на территории школьного двора.

В зависимости от времени года день здоровья проводится по-разному: осенью - турслёт «Осенняя тропа», зимой-«Зарница», весной-«Молодецкие забавы» и др.

Результатом отличной спортивной подготовки стали высокие показатели детей в районных соревнованиях. Примечательно то, что выпускники школы, продолжая обучения в ССУЗах и ВУЗах, входят в состав спортивных команд этих заведений, участвуют в соревнованиях.

Заключение.

Главной целью образования всегда считалось развитие умственных, интеллектуальных задатков ребенка. Стремительный темп научно-технической революции неизбежно приводит к возрастанию учебных нагрузок, которые не способствуют улучшению здоровья учащихся.

Компьютеризация современной школы, внедрение вычислительной техники в учебный процесс без должного соблюдения возрастных ограничений отрицательно сказываются на здоровье, приводя к развитию резкого утомления у детей и подростков.

Наш бурный XXI век можно без преувеличений назвать веком гиподинамии, или пониженной подвижности, и гипокинезии - уменьшение силы и объема движений. Поэтому охрана здоровья детей одна из важнейших задач нашего времени. Ведь правильное, гармоничное развитие детей - залог здоровья будущих поколений. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого ребенка - это отношение человека к своему здоровью. Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.

Спортивные соревнования должны способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям физкультурой как можно больше детей и взрослых.

Основная задача - довести до детей, что здоровье это драгоценность, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил, времени, но и отказаться от пагубных привычек. Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.

В целях пропаганды здорового образа жизни предполагается использовать следующие формы работы со школьниками: конкурсы рисунков, газет и плакатов, конкурсы сочинений, проведение бесед на классных часах.

  • 14.Физическое воспитание учащейся молодёжи с ослабленным здоровьем. Характеристика одной программ по физическому воспитанию учащихся отнесённых к смг.
  • 2.Подготовительная:
  • 3.Специальная медицинская
  • 15. Физическое воспитание в вузах. Характеристика программы по физическому воспитанию.
  • 16.Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений. Характеристика программы по физическому воспитанию.
  • 17. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности.
  • 18. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста.
  • 20.Сущность и содержание «Международной хартии физического воспитания и спорта» и «Спортивные хартии Европы».
  • Раздел 1. Цель хартии: - позволить каждому индивиду заниматься спортом;
  • 22.Нормирование труда тренеров только этим не ограничивается и имеет другие аспекты.
  • 23-24.Профессионально-педагогическая деятельность учителя фк и тренера по спорту. Пути повышения профессионального мастерства.
  • 26. Организация и содержание комплексного контроля. Самоконтроль в избранном виде спорта.
  • 27. Организация и проведение соревнований по избранному виду спорта. Судейская коллегия данных соревнований. Положение о соревнованиях.
  • 29. Формы, задачи и организация физического воспитания людей пожилого и старческого возраста.
  • 30. Физическое образование. Процесс формирования двигательных умений и навыков.
  • II. Методы сопряженного воздействия.
  • III. Методы развития физических качеств:
  • 46. Контроль в системе управления тренировочным процессом.
  • 47. Отбор и ориентация в спорте.
  • 48. Спортивная форма и закономерности ее развития, периодизация спортивной тренировки.
  • 49. Гетерохронность в развитии двигательных способностей.
  • 50.Силовые способности и методика их воспитания.
  • 51.Выносливость и методика ее воспитания.
  • 52. Гибкость и методика ее воспитания.
  • 53. Скоростные способности и методика их воспитания.
  • 54.Координационные способности (ловкость) и методика их воспитания.
  • 55. Спортивная тренировка как многолетний процесс.
  • 56.Закономерности (принципы) спорт тренировки.
  • 58.Организация и содержание работы дюсш.
  • 59. Структура и содержание урока физической культуры.
  • 60. Хронометрирование и анализ урока по физической культуре в общеобразовательной школе.
  • 61. Система крови: состав и функции плазмы крови. Строение и ф-и форменных элементов крови. Система крови при мышечной деятельности.
  • 62. Сосудистая система: строение и функции кровеносных сосудов. Гемодинамика. Регуляция кровообращения в покое и при мышечной деятельности.
  • 63. Сердце: строение сердца. Показатели работы сердца. Адаптация сердца к большим мышечным нагрузкам.
  • 64. Эндокринная система: органы с эндокринной функцией. Природа гормонов и механизм их действия. Гормоны и физическая работоспособность.
  • 65. Среднегорье: физические факторы среднегорье. Адаптация к гипоксии на генетическом и фенотипическом уровне. Тренировка в среднегорье.
  • 66. Строение и функции коры головного мозга. Рефлекторный принцип как основа высшей нервной деятельности. Свойства темперамента человека и спортивная деятельность.
  • 67.Сенсорные системы: строение и функции анализаторов. Управление движениями.
  • 68. Автономная (вегетативная) нс: симпатический, парасимпатический и энтеральный отделы. Рефлекторная регуляция вегетативных функций.
  • 69. Структурные элементы человеческого организма. Рост и развитие. Акселерация и ретардация. Возраст и спортивные результаты.
  • 70. Дыхание. Строение и функции органов дыхания. Регуляция дыхания. Дыхание в необычных условиях (мышечная работа, высотная гипоксия).
  • 71. Обмен веществ: основной обмен. Суточный расход энергии, и методы исследования. Расход энергии при спортивной деятельности.
  • 72.Терморегуляция: температурный гомеостаз. Терморегуляция в условиях повышенной и пониженной температуры. Температура тела при мышечной нагрузки.
  • 73. Физиологические основы здоровья: гипердинамия и гиподинамия. Возраст и начало занятий спортом. Физиологическое обоснование оздоровительной тренировки.
  • 74. Биологические ритмы: классификация биоритмов. Биоритмы и построение тренировочного процесса.
  • 76. Питание и мышечная деятельность: основные принципы питания. Питание при занятиях различными видами спорта. Питание в условиях соревнований.
  • 77.Фармакология в спорте: допинги последнего поколения. Фармакологические препараты и их возможное использование в коррекции спортивной деятельности.
  • 78. Классификация фу: позы и мышечная деятельность. Классификация фу на основе критерия «способ выполнения упражнений» с учетом фактора энергообеспечения.
  • 79. Телосложение и спорт: тотальные размеры и пропорции тела. Морфофункциональный профиль спортсмена высокого класса.
  • 80. Мышечная ткань: строение мышцы, как органа. Энергетика мышечного сокращения. Пано, как показатель развития энергетики мышц в онтогенезе.
  • 1. Строение мышцы
  • 2. Виды мышц
  • 3. Строение скелетной мышцы
  • 4. Анаэробное энергообразование
  • 81. Адаптивные процессы при спортивной деятельности: понятие адаптации. Этапность адаптивных процессов. Цена адаптации к большим мышечным нагрузкам.
  • 82. Адаптивные процессы при спортивной деятельности: спортивная тренировка как процесс направленной адаптации. Биологические принципы спортивной тренировки.
  • 85. Физиология стареющего организма.
  • 86. Гормональный профиль мужского и женского организма. Половые особенности при мышечной деятельности.
  • 87. Восстановительные процессы при спортивной деятельности: неравномерность, гетерохронность и фазность, как закономерности восстановительных процессов. Медико-биологические ср-ва восстановления.
  • Спортивная школа любого вида и наименования создается учредителем по собственной инициативе. Для регистрации спортивной школы учредитель представляет в соответствующие органы заявление о регистрации, решение учредителя о создании спортивной школы, его устав, документ об уплате государственной регистрационной пошлины.

    Права на образовательную деятельность возникают по мере получения лицензии.

    Спортивная школа может быть реорганизована в СДЮШОР по решению учредителя и по согласованию с органами государственного управления ФКиС. Статус СДЮШОР присваивается при условии непосредственной подготовки в спортивной школе учащихся-спортсменов, имеющих спортивное звание «Мастер спорта» или занявших 1-6 место на первенствах, чемпионатах России, Европы, Мира, Олимпийских играх.

    Финансирование и материальные средства спортивной школы являются ее собственностью.

    Основные задачи: спортивная школа призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию ЗОЖ, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня высоких результатов.

    На этапе начальной подготовки ставятся задачи: развитие массового спорта, привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

    На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи: улучшение состояния здоровья, повышение уровня физической подготовленности, повышение спортивного результата, профилактика вредных привычек и правонарушений.

    На этапах спортивного совершенствования и ВСМ ставятся задачи: привлечение к спорту высших достижений оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких результатов, позволяющих войти в состав команд России.

    Этапы многолетней подготовки:

    Спортивно-оздоровительный – ДЮКФП (ДЮСШ) охватывает 10-12% детей 6-16 лет

    Начальной подготовки – ДЮСШ (ДЮСФП, СДЮШОР)

    Учебно-тренировочный – ДЮСШ, СДЮШОР (ДЮКФП)

    Спортивного совершенствования – СДЮШОР, ШВСМ (ДЮСШ) 0,2% 16-25 лет

    Высшего спортивного мастерства - СДЮШОР, ШВСМ

    Критерии оценки деятельности:

    Спортивно-оздоровительный: стабильность состава занимающихся, посещаемость тренировочных занятий. Динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся.

    Начальной подготовки: стабильность состава занимающихся. Динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся. Уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля.

    Учебно-тренировочный: состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся. Динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Освоение объемов тренировочных нагрузок, освоение теоретического раздела программы.

    Спортивного совершенствования: уровень физического развития и функционального состояния занимающихся. Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Динамика спортивно-технических показателей. Результаты выступлений во всероссийских соревнованиях.

    Высшего спортивного мастерства: стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях. Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России.

    Организация учебно-тренировочного процесса: спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.

    Условия зачисления в спортивную школу:

    На начальный этап подготовки принимаются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте.

    На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе только практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по ОФП и специальной подготовке.

  • Выводы

    Используемая литература

    Приложение

    Введение.

    Массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях. .

    Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа является одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе.

    Проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий – важнейшая составляющая процесса физического воспитания учащихся. Цели этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение учащихся к систематическим занятиям физ. упр. и видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

    Школьные соревнования – самая действенная мера повышения физической подготовленности учащихся. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования морально-волевых качеств и черт характера. Спортивные мероприятия используются для проверки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы. Они так же позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

    Спорт - деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную, коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью человека. Это наиболее ярко выражено в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины в школе и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

    Спортивные соревнования – яркое эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникают вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые, решительные действия участников, их высокие достижения.

    В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении. В процессе спортивных мероприятий осуществляется умственное воспитание участников.

    В процессе занятий так же происходит нравственное развитие, занимающихся спортом. Оно направленно на формирование у человека социально-ценностных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, учащиеся учатся не только организовывать своё поведение, но и активно влиять на действие своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные. Под руководством учителя укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды и т.д.

    Основными задачами любых соревнований являются:

    Содействие укреплению здоровья, закаливанию и разностороннему развитию учащихся.

    Воспитание их в духе патриотизма, коллективизма и дружбы, выработка высоких морально-волевых качеств, повышение дисциплины и организованности.

    Широкое развитие отдельных видов спорта в школе и повышение спортивно-технических результатов учащихся.

    Подведение итогов учебно-тренировочной работы, выявление интересов детей к отдельным видам спорта, привлечения учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом, пропаганда и популяризация спорта.

    Глава 1

    Организация спортивно-массовой работы в школе.

    Правильно поставленная физкультурно-оздоровительная работа в школе – основа здорового образа жизни, укрепления здоровья учащихся. В условиях общеобразовательной школы большое значение придаётся двигательному режиму школьников. От его правильной организации во многом зависит здоровье и работоспособность учащихся.

    Рациональная организация двигательного режима отвечает требованиям времени, обеспечить учащихся ежедневными занятиями физическими упражнениями.

    Рациональный двигательный режим должен включать все виды физкультурно-оздоровительной работы. Чередование их с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности, в известной степени снижает утомление учащихся и повышает эффективность учебной работы.

    Средства физической культуры оказывают различное воздействие на психическую напряжённость и психические свойства личности, в частности на агрессивность и тревожность.

    Ещё И. П. Павлов отмечал, что поведенческая деятельность людей носит социальный характер. Конечно, социальные условия влияют на эмоции, поведение, характер, психику людей, особенно молодых. И в сфере спорта это выявляется особенно остро.

    В.И.Малинак подчёркивает в своём исследовании, что дальнейшее повышение эффективности комплексного физического воспитания школьников в значительной мере связано с совершенствованием методов обучения детей различным формам двигательной деятельности. Однако отсутствие единого мнения по многим вопросам выбора и эффективности различных применяемых методов и методик обучения свидетельствует о том, что этот вопрос недостаточно изучен.

    Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, д еятельность и серьезные упражнения. (Коменский Я.).

    Затяжная социально-экономическая неустойчивость в нашей стране явно сказывается и на школьниках. Учащиеся в трудных, критических ситуациях проявляют агрессивность, тревожность, конфликтность, совершают правонарушения. Всё это в результате влияния на формирования личности.

    Физическое образование ребенка, есть база для остального, без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. (А.В.Луначарский) .

    В этой педагогической ситуации физкультурно-оздоровительная работа решает не только оздоровительные, образовательные, воспитательные, но и профилактические, коррекционные задачи. Такая работа способна приостановить процессы негативного воздействия на школьников, оздоровить в какой-то мере психическое состояние каждого учащегося и микроклимата в группе школьников.

    Нужно, чтобы к физическим упражнениям приобщился каждый человек. Без этого немыслимы никакие разговоры о здоровом образе жизни. (Н.Амосов). .

    Очевидно, что физические упражнения, выполняемые системно и целенаправленно, положительно влияют на психофизиологическое развитие школьников.

    К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже привыкли, хоть и понимают его по-своему. Одни внедряют обучающую программу «Уроки здоровья», другие организуют соревнования классов, третье используют универсальную программу, рекомендованную Министерством образования, четвёртые ограничиваются фиточаем и витаминными салатами и т.д.

    Конечно, надо приветствовать любой подобный способ, только важно помнить главное: здоровье – это больше, чем просто отсутствие болезней. И работу по его сохранению и укреплению надо вести целенаправленно педагогическими методам

    Виды соревнований

    В российской системе физического воспитания выработана стройная система спортивных соревнований. Все крупнейшие спортивные соревнования условно можно разделить на три группы:

    1.Комплексные соревнования с зачетом по многим видам спорта.

    2.Ехегодные соревнования на первенство Российской Федерации по всем видам спорта.

    3.Соревнования российского масштаба, посвященные знаменательным датам, а так же на призы, учрежденные различными организациями.

    В зависимости от целей соревнования по видам спорта делятся:

    1) первенства, в которых определяется чемпион (лучшая команда, участник соревнования);

    2) отборочные соревнования с целью выявления сильнейших спортсменов или комплектования сборной команды;

    3) контрольные соревнования в ходе учебно-тренировочных занятий (цель этих соревнований – педагогический контроль за состоянием тренированности и спортивным достижениям занимающихся);

    4) массовые соревнования (Президентские игры, Президентские состязания);

    5) показательные соревнования для популярности различных видов спорта.

    По форме организации различают следующие виды соревнований:

    а) закрытые соревнования в классе, школе, спортивном клубе, в которых участвуют учащиеся только данного коллектива;

    б) открытые соревнования, в которых могут участвовать команды, отдельные спортсмены других школ, полноправно оспаривая призовые места, медали т.д.;

    в) товарищеские (матчевые) встречи – соревнования по предварительной договоренности между командами классов, школ;

    г) заочные соревнования между классами, школами в районе, городе, области и т. д.

    По условиям зачета соревнования могут быть личными и командными.

    Структура спортивно-массовых мероприятий. Соревнования могут быть внутренние - (первенство школы по различным видам спорта, Дни здоровья, турниры, спартакиады), внешние - (городские, зональные, областные и т.д.).

    1.2.Планирование спортивных соревнований.

    Так как спортивные соревнования – неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса, то их характер и сроки проведения планируются заранее. Основными документами планирования и проведения соревнований являются календарный план и положение о соревнованиях.

    План спортивно-массовой работы школы составляется всеми заинтересованными лицами до начала нового учебного года с учетом возрастных групп учащихся и школьных традиций. При составлении плана необходимо взвесить все возможности: наличие и состояние спортивной базы, спортинвентаря и погодные условия региона.

    Черновой вариант плана надо вывесить на доску объявлений для ознакомления с ним школьников. На первом же совете физоргов классов план обсуждается, дополняется или что-то изменяется и утверждается. Потом в течение учебного года он будет осуществляться.

    В каждой школе план спортивно-массовых мероприятий может быть сугубо своим с учетом состояния и наличия спортивной базы, спортинвентаря и квалификации преподавателей физической культуры.

    В нашей школе - «Гимназия им. Н.В. Пушкова» г. Троицка спортивно-массовые мероприятия проводятся по следующему плану (см. приложение №1)

    Глава 2

    Рабочая гипотеза заключается в том, что дифференцированный подход к комплексному, систематическому проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в школе и индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности школьников, посещающих кружки и спортивные секции обеспечит достаточную двигательную активность детей, будет всемерно содействовать их нормальному физическому развитию, укреплению их здоровья, развитию умственных способностей, окажет положительное влияние на учебу в целом, их конституцию, на приобщение к здоровому образу жизни, на их дальнейшую жизнь.

    Цель исследования- научно обосновать средства и методы, комплексных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых в школе с учётом индивидуальных уровней физического развития и физической подготовленности учащихся.

    В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

    1. Определить уровень и динамику физической подготовленности школьников.

    2. Разработать возрастные ориентиры физического развития и физической подготовленности школьников.

    3. Проверить эффективность предлагаемых средств и методов, комплексных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, влияющих на физическое развитие и физическую подготовленность учеников.

    Физкультурно- оздоровительная,

    спортивно-массовая работа в школе


    Спасительной силой в нашем мире является спорт - над ним по-прежнему реет флаг оптимизма, здесь соблюдают правила и уважают противника независимо от того, на чьей стороне победа. Д. Голсуорси
    Основной формой физического воспитания в школе до сих пор является урок. Но нельзя недооценивать роль внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Главной целью этой работы - является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в школе должны охватывать как можно больше учащихся. Для этого необходимо планировать всю работу с учетом уровня физического развития детей. Нагрузка, предлагаемая детям, должна соответствовать группам здоровья. Только посильная работа может принести радость и удовлетворение. А при появлении положительных эмоций при занятии спортом развивается интерес и потребность в занятии этим видом деятельности. При организации физкультурно -оздоровительной работы в школе работа планируется по следующим направлениям: - массовая физическая культура - проведение спортивных мероприятий,- подготовка ученического физкультурного актива,- пропаганда и агитация ЗОЖ. Учитель физической культуры планирует работу в сотрудничестве с руководством школы и в соответствии с планами воспитательной работы школы и классных руководителей. Осуществляется тесное взаимодействие с внешкольными организациями, занимающимися спортивной и оздоровительной работой. Организационная структура этой работы позволяет привлечь широкий круг детей и подростков к регулярным занятиям спортом. В школе создаётся ученическая комиссия по спортивным мероприятиям. Она организует совместно с учителями физического воспитания внутри школьные соревнования, помогает организовать работу спортивных секций, оформляет рекорды школы, ведет учет учащихся, выполнивших нормативы спортивной классификации. Правильная организация работы наиболее полно обеспечивает массовость физической культуры и спорта, почти все учащиеся в той или иной мере охвачены и внеурочными физкультурными занятиями и оздоровительными мероприятиями. Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой организации занятий спортивных секций. Спортивные секции создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства. Наряду со спортивными секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке. В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы. Работа с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимает одно из важных мест в осуществлении задач физического воспитания школьников и осуществляется в индивидуальной работе с учащимися II и III групп здоровья. Задача подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по физической культуре. Реализация задачи по сдаче контрольных нормативов напрямую зависит от эффективности уроков физического воспитания, от того, в какой степени учащиеся овладели практическим и теоретическим материалом учебной программы, какой уровень освоения навыков, умений, качеств и знаний смог учитель физической культуры обеспечить своим учащимся. Необходимо помнить, что подготовка к сдаче учебных нормативов ведется не только на уроках физической культуры, но и на внеклассных и внешкольных занятиях по различным видам спорта. Особое внимание требуется к учащимся с недостаточным развитием двигательных качеств и навыков. Для этой группы учащихся организуются дополнительные внеурочные занятия по подготовке к сдаче учебных нормативов. Учитель физической культуры должен для этой группы учащихся, подобрать и определить индивидуальные задания физических упражнений, исходя из индивидуальных, возрастных особенностей развития физических качеств учащихся. Необходимо также учителю физического воспитания установит прямой контакт с родителями, для осуществления контроля физического состояния учащихся, по согласованию с родителями вести дневник самоконтроля своего физического состояния. Сообщение школьникам теоретических сведений по физическому воспитанию правомерно и необходимо потому, что без теоретических знаний учащихся невозможно решить главные задачи физического образования, составляющего сущность общеобразовательного предмета "" Физическая культура "" Теоретические сведения в программе по физической культуре формируются по следующим направлениям:Знание физической культуры и спорта;Правила гигиены занятий физическими упражнениями;Ознакомление с комплексом учебных нормативов;Влияние образа жизни на состояние здоровья;Основные методики самостоятельных занятий;Олимпийские игры;Правила безопасности во время занятий физическими упражнениями. Теоретические сведения, связанные с двигательной деятельностью, влиянием физических упражнений на организм, рекомендуется сообщать при прохождении практического материала. Особо следует отметить такую форму работы, как организация летнего спортивно-оздоровительного отряда в пришкольном лагере, позволяющего осуществлять учебно-тренировочную работу с учащимися. Практика показывает, что один месяц тренировки в лагере по эффективности не уступает полугодичному периоду занятий в стационарных условиях спортивной школы. Велико значение спортивного отряда пришкольного лагеря для проведения воспитательной работы, привития таких качеств, как трудолюбие, честность. коллективизм, воля. Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований. Их любят учащиеся, соревнования стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Они являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся. Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года. Они являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Совместные действия учителей физической культуры и учителя ОБЖ является отличным фактором усиления физической подготовки учащихся старших классов. В порядке внеклассной работы учитель ОБЖ совместно с учителем физической культуры организуют подготовку и сдачу нормативов по стрельбе, метанию гранаты. Их взаимодействия активно проявляются в организации внутри школьных соревнований по программе: "" Зарница "". В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования "" Веселые старты "", "" Папа, Мама – Я спортивная семья! "" и т.д. Для подготовки и проведения дней здоровья директор школы привлекает весь педагогический коллектив школы во главе с организатором внеклассной и внешкольной работы. Необходимо, в рамках проведения дней здоровья привлекать родительский комитет школы, обеспечивая присутствия родителей на спортивных праздниках по плану школы. Создание группы научно-исследовательской работы среди учащихся в школе позволяет привлечь их к регулярным туристическим походам, которые позволяют не только укрепить здоровье, но и положительно сказывается на общении детей и взрослых, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе. Безусловно, данная работа требует большого труда педагогического коллектива школы, особенно учителей физической культуры. Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно-спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, прежде всего самих школьников. Данная работа не должна быть стихийной, бесконтрольной. Ее следует систематически направлять. Эта работа должна стать более плодотворной, если она будет тесно связана и подкреплена внешкольными формами физического воспитания самих учащихся.

    В одной из статей мы уже упоминались Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в РФ (далее — Рекомендации), доведенные Письмом Минспорта России от 12.05.2014 N ВМ-04-10/2554. В продолжение разговора расскажем об обеспечении деятельности учреждения, занимающегося спортивной подготовкой. Что нужно для того, чтобы спортсмены были первыми на пьедесталах?

    При работе с документом всегда важно определить его место в нормативно-правовой базе, так как от этого нередко зависит его применение (обязательное или рекомендательное), а также использование иных разъясняющих актов.

    Если обратиться к Закону о физической культуре и спорте в РФ <1>, то в нем практически не упоминается словосочетание «спортивная подготовка». Сказано лишь о том, что представляет собой программа спортивной подготовки. Это поэтапный план подготовки физических лиц по виду спорта (спортивным дисциплинам), определяющий основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанный и реализуемый организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов такой подготовки. Сегодня почти по всем видам спорта утверждены данные стандарты. В них есть практически все, что касается спортивной подготовки, при этом мало внимания уделено организации этого мероприятия. Отчасти это общий для всех видов спорта вопрос, поэтому, чтобы не загромождать стандарты спортивной подготовки, отраслевое ведомство рационально решило вынести это в отдельный документ — рассматриваемые в статье Рекомендации.

    Возникает вопрос: обязательны или не обязательны они к применению спортивными учреждениями? С одной стороны, статус письма говорит о том, что Рекомендации не являются обязательным актом, тем более что они приняты не в целях реализации какой-либо конкретной нормы Закона о физической культуре и спорте в РФ, а в целях обеспечения единства основных требований к организации спортивной подготовки. То есть это не подзаконный акт прямого действия. С другой — за неимением ничего лучшего «необязательность» Рекомендаций приобретает характер добровольно-принудительного документа (как, например, это происходит с письмами финансового регулятора — Банка России, разъяснения которого кредитные организации принимают практически к обязательному исполнению). Сказанное подтверждает и то, что Рекомендации предназначены для широкого круга пользователей: начиная от органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и заканчивая руководителями и специалистами организаций, осуществляющих спортивную подготовку. В частности, Рекомендации предлагаются как основа при разработке нормативных правовых актов публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и локальных нормативных актов организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Таким образом, есть все основания как минимум изучить данный документ, а применять его или нет — решать тому, кто отвечает за спортивную подготовку в учреждении физической культуры и спорта, а также в иных спортивных организациях.

    Выделяем нужное

    Минспортовские Рекомендации достаточно объемный документ, и изучать его у бухгалтера спортивного учреждения нет ни сил, ни времени. Поэтому из него следует выделить то, что может представлять определенный интерес для финансового работника. Ниже на схеме представим основные разделы Рекомендаций, описанные в содержании.

    Из обозначенных разделов к бухгалтеру в первую очередь имеет отношение раздел, посвященный формированию системы оплаты труда работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Еще один «бухгалтерский» раздел — обеспечение деятельности тех, кто проводит такую подготовку. Это не только материально-техническое обеспечение, но и иные его виды, которые также требуют отвлечения ресурсов, в том числе и финансовых, за которые отвечает бухгалтер. Все остальные разделы больше связаны именно с организационными и техническими вопросами, поэтому их рассматривать не будем.

    Каковы виды обеспечения спортивной подготовки?

    Учреждения, осуществляющие спортивную подготовку, участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок.

    Кадры решают все

    Для многих учреждений и организаций актуален данный девиз работодателя. Кадровое обеспечение начинается с составления и проработки штатного расписания. Внесение в него дополнений, а также согласование приема на работу конкретных работников (в том числе заместителей директора, главного бухгалтера) учредителем учреждения законодательством не предусмотрено. Эти вопросы входят в компетенцию руководителя (директора) учреждения, осуществляющего спортивную подготовку. В то же время предельную штатную численность тренерского состава рекомендуется определять на основании сводного плана комплектования организации, осуществляющей спортивную подготовку, утверждаемого учредителем и сформированного на основе планов комплектования по каждому виду спорта отдельно. А в целях стандартизации подходов к определению штатной численности и формирования единых подходов к организационной структуре учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, чиновники в Рекомендациях предложили специальную пошаговую методику.

    Важную роль при работе с кадрами играют повышение квалификации и профессиональная подготовка (переподготовка) работников. Такие мероприятия учреждением физической культуры и спорта планируются самостоятельно. При этом повышение квалификации педагогических работников следует проводить не реже одного раза в три года, иных специалистов — не реже чем один раз в четыре года, а для руководителей (их заместителей) спортивных учреждений — не реже чем один раз в пять лет. Лучше разработать локальный акт (положение о повышении квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке персонала), в котором предусмотреть количество работников, направляемых на обучение за счет средств бюджета, категории работников, которые могут обучаться по собственной инициативе и за свой счет.

    Стоит сказать несколько слов о таком мероприятии, как аттестация. Она проводится с целью установления соответствия работника занимаемой должности, а также присвоения квалификационных категорий. Минспорт рекомендует устанавливать традиционно сложившиеся в системе спортивной подготовки следующие квалификационные категории тренеров и инструкторов-методистов, не являющихся педагогическими работниками: вторая, первая, высшая. Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования. Минспорт даже представил Рекомендуемый образец для разработки положения об аттестации работников (см. Приложение 2 к Рекомендациям).

    Аттестация работников призвана способствовать повышению уровня профессионального мастерства и компетенции, квалификации, улучшению качества и эффективности работы руководителей, тренерского состава и других работников, оптимальной расстановке кадров. При этом лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Это тоже следует учесть при проведении аттестации сотрудников спортивного учреждения.

    Финансы решают не меньше

    Финансовое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, производится за счет субсидий, выделяемых на выполнение государственного (муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) услуг, и включает расходы на реализацию программ спортивной подготовки. При этом чиновники допускают, что спортивные учреждения, как некоммерческие организации, могут заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, в том числе оказывать платные услуги (сверх установленного учредителем задания).

    Денежные средства, получаемые в результате коммерческой деятельности, могут поступать в спортивное учреждение в результате:

    — оказания платных услуг;

    — добровольных пожертвований физических и (или) юридических лиц;

    — целевого финансирования в виде грантов.

    При этом осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности возможно лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых организация, осуществляющая спортивную подготовку, создана. Проще говоря, дополнительные поступления учреждение вправе расходовать на проведение спортивных мероприятий, то есть, как и субсидии, на выполнение задания учредителя, а именно:

    — на функционирование и развитие организации;

    — на осуществление тренировочного процесса, включая командирование лиц на спортивные соревнования, тренировочные сборы;

    — на приобретение спортивного оборудования, инвентаря и спортивной экипировки;

    — на приобретение предметов хозяйственного пользования;

    — на материальное стимулирование лиц, осуществляющих спортивную подготовку (различные виды надбавок и доплат лицам, осуществляющим тренировочный процесс).

    Исключение составляют целевые средства, полученные в виде грантов, которые спортивные учреждения используют согласно определяемым грантодателем условиям.

    Когда средства на организацию спортивной подготовки поступают из двух источников, возникает вопрос, в каком процентном отношении следует распределить финансирование. Можно, конечно, сделать это по факту, однако выручку от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности заранее определить сложно. Поэтому чиновники Минспорта предлагают для каждого этапа спортивной подготовки рекомендуемое соотношение обеспечения за счет государственного (муниципального) задания и иных средств, получаемых спортивным учреждением (таблица 1 разд. 2.3 Рекомендаций). Интересно, что этапы высшего спортивного мастерства финансируются в основном за счет бюджетных источников, в то время как на этапы начальной спортивной подготовки следует изыскивать деньги из внебюджетных источников. Такое распределение средств можно объяснить тем, что для спорта высших достижений следует предусматривать гарантированное бюджетное финансирование, в то время как иные источники рассматриваются как дополнительное финансирование.

    Без науки тоже не обойтись

    Научно-методическое сопровождение спортивной подготовки является важной составной частью деятельности учреждений физической культуры и спорта. Здесь одними программами спортивной подготовки не обойтись. Чиновники Минспорта призывают региональные власти к созданию центров подготовки спортивного резерва или центров физической культуры и спорта. Помимо основной (спортивной) деятельности они могут заниматься внедрением новых технологий в тренировочный процесс, совершенствованием методической деятельности в сфере физической культуры и спорта, а также апробацией пилотных и экспериментальных программ спортивной подготовки.

    В целях организации обследования спортсменов и наблюдений за тренировочным процессом, а также отбора спортивно одаренных детей, юношей и девушек могут создаваться иные, консультационно-аналитические, центры. Они будут обследовать дарования путем тестирования. Вступительное тестирование будет подразумевать анализ исходных показателей, природных данных будущего спортсмена. Следующее, оценочное, тестирование затрагивает уже процесс тренировочной деятельности (в предсоревновательный и восстановительный периоды подготовки). Остается основное тестирование, которое проводится непосредственно в соревновательном периоде (на данном этапе путем моделирования ситуации на контрольных стартах, прогонах, спаррингах, то есть при работе спортсменов в зоне соревновательной интенсивности).

    Остается добавить, что анализ результатов тестирования и работы названных центров (физической культуры и спорта и консультационно-аналитического) поможет тренерскому составу в оценке эффективности тренировочного процесса, в своевременном внесении корректив в программы спортивной подготовки и в совокупности с показателями соревновательной деятельности в оценке перспективности спортсменов.

    А как же материально-техническое обеспечение?

    Общие условия к материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, устанавливаются федеральными стандартами спортивной подготовки по каждому виду спорта. В то же время по отраслевому Закону спортивному учреждению следует позаботиться об оборудовании, спортивном инвентаре, экипировке (формы и обуви) для прохождения спортивной подготовки. Также в качестве материально-технического обеспечения нужны административные и подсобные помещения, медицинский пункт и методические кабинеты, спортивные объекты в объеме, необходимом для качественного проведения тренировочного процесса.

    На заметку. Нормативы материально-технического обеспечения спортивного учреждения есть в федеральных стандартах спортивной подготовки и в отраслевых актах <2>.

    При отсутствии собственных спортивных сооружений у организации, осуществляющей спортивную подготовку, ее учредителю рекомендуется предусмотреть соответствующее финансирование расходов на аренду (использование) необходимых спортивных сооружений. С учетом специфики работы и в целях эффективного обеспечения спортивной подготовки учреждения, осуществляющие спортивную подготовку, могут иметь специализированный автотранспорт. Нормативы расходов на содержание и эксплуатацию автотранспорта рекомендуется отразить в приказе об учетной политике учреждения с учетом специфики его деятельности.

    В здоровом теле — здоровый дух

    Медицинское обеспечение спортивной подготовки осуществляется штатными медицинскими работниками и (или) работниками врачебно-физкультурных диспансеров (отделений). Порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 N 613н. В организациях, осуществляющих спортивную подготовку, могут оборудоваться медицинские пункты, кабинеты спортивной медицины, лечебной физкультуры, физиотерапии, массажа, процедурные.

    Обязательным условием допуска любого лица к спортивной подготовке является прохождение медицинского осмотра (п. 1 ст. 34.5 Закона о физической культуре и спорте в РФ). Но этого мало, спортивному учреждению не обойтись без проведения углубленного медицинского обследования спортсменов не менее двух раз в год. А перед участием в спортивных соревнованиях, после болезни или травмы понадобятся дополнительные медицинские осмотры. Важны и врачебно-педагогические наблюдения в процессе спортивной подготовки с целью определения индивидуальной реакции спортсменов на тренировочные и соревновательные нагрузки.

    Еще один важный элемент обеспечения сохранения здоровья спортсменов — контроль за их питанием и использованием ими восстановительных средств, за выполнением рекомендаций медицинских работников. Не секрет, что от правильного питания (возмещения энергозатрат) во многом зависят результаты спортсменов. При заключении договоров (контрактов) на поставку продуктов питания в столовые заказчикам целесообразно установить в договорах целевое назначение поставляемой продукции — для организации спортивного питания и упомянуть о недопустимости использования при изготовлении продукции сырья, запрещенного для использования в спортивном питании.

    Питанием спортсмены обеспечиваются за счет средств, выделенных на выполнение государственного (муниципального) задания, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке. Для организации питания (возмещение энергозатрат) рекомендуется рассчитывать среднюю суточную стоимость питания одного спортсмена по Рекомендуемой методике (Приложение 6 к Рекомендациям). В целях обеспечения правильности составления рационов питания, осуществления контроля за приготовлением блюд спортивному учреждению нужно предусмотреть в штатном расписании должность врача-диетолога (медицинской сестры диетической).

    Запрещается допускать зависимость рациона питания спортсменов от результатов их выступлений на соревнованиях и (или) других субъективных показателей. При этом для спортсменов, проходящих специализированную спортивную подготовку, следует устанавливать рацион питания в зависимости от расчетных энергозатрат и циклов тренировочной нагрузки с учетом медицинских показаний. Для спортсменов с большими физическими габаритами в период интенсивной спортивной подготовки по медицинским показаниям рацион питания следует увеличивать в пределах полуторной нормы.

    Подведем итог. Организация спортивной подготовки — сложный и многогранный процесс, в котором участвуют все работники учреждения физической культуры и спорта. Финансовому сотруднику нужно обратить внимание на то, что связано с финансированием и расходованием денежных средств, в частности на обеспечение организации спортивной подготовки. Поэтому задача бухгалтера — предусмотреть средства на все виды обеспечения, спланировав расходование денег из бюджета и внебюджетных источников.

    © 2024 Спортивный портал