Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Методика проведения специальных беговых упражнений. Специальные беговые упражнения (СБУ). Почему важна техника

Это упражнение проводят многие спортсмены и многоскоки (прыжки с ноги на ногу, он же «олений бег») включены в программу как учебный норматив. Подготовка учащихся к выполнению данного норматива способствует развитию скоростно-силовых качеств и совершенствованию в технике отталкивания в прыжках.

Какие виды многосков бывают?

  • многоскоки на двух ногах – Прыжковые упражнения, выполняемые с отталкиванием двумя ногами и с приземлением на две ноги;
  • многоскоки на одной ноге – Прыжковые упражнения, выполняемые на правой или левой ноге;
  • многоскоки с ноги на ногу – Прыжковые упражнения, выполняемые попеременно с одной ноги на другую.

Методические указания к обучению в школах. Следует учесть, что при неправильном выполнении многоскоков возможна перегрузка опорно-двигательного аппарата. В связи с этим последовательность применения упражнений в многоскоках приобретает особое значение. Вначале длина прыжков должна лишь немного превышать величину бегового шага. В дальнейшем длина прыжков постепенно увеличивается. Однако такое задание можно давать учащимся только при условии правильного выполнения этого упражнения (постановка ноги “сверху”, вынос бедра, сохранение равновесия в фазе полета). Используя разметку и другое оборудование мест приземления, педагог должен учитывать разницу в физическом развитии школьников этого возраста.

Видео правильности выполнения

Упражнения для овладения техникой прыжков-многоскоков:

  1. Прыжки по “кочкам” (разметкам), расположенным друг от друга на расстоянии, на 10см превышающем длину бегового шага (60- 90 см). Учащиеся выполняют упражнения по разметке, соответствующей их физической подготовленности.
  2. После 3-4 шагов разбега прыжки по “кочкам”, расположенным на расстоянии для 1-ой группы учащихся – 70 см, 2-ой- 90 см, 3-ей группы – 120см.
  3. То же, но с постепенным увеличением расстояния между “кочками” для учащихся 1-ой группы с 60 до 75 см, 2-ой группы – с 90 до 110 см, 3-ей группы – со 120 до 140см.
  4. Контрольные многоскоки (8 прыжков) с места на результаты, предусмотренные учебными нормативами, результат измеряется в метрах.

Техника выполнения и подготовка к упражнению (олений бег).

При выполнении данного элемента упражнения по программе физкультуры толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется во всех суставах, маховая, согнутая в коленном суставе, и в тоже время энергично посылается коленом вперед и немного вверх, туловище наклонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах, энергично движутся назад-вперед.

Положение туловища в этих упражнениях сохраняется строго вертикальным, шаги пружинящие, происходит активная работа руками, без работы рук не будет максимального эффекта.

Начало:
– выпады на месте;
– пружинящие покачивания в выпаде;
– то же со сменой положения ног прыжком;
– ходьба выпадами с различными положениями рук;
– пружинящие прыжки без смены положения ног с небольшим продвижением вперед.
Положение туловища в этих упражнениях сохраняется строго вертикальным, шаги пружинящие, происходит активная работа руками

В старших классах используют более сложную разновидность прыжков: многоскоки на одной ноге с подтягиванием толчковой ноги вперед-вверх. В качестве теста используют тройной прыжок с места. Отталкиваясь двумя ногами, приземляться на маховую, затем на толчковую; после отталкивания толчковой нужно приземлиться на обе ноги.

К овладению этим упражнением можно приступить в начальных классах, но как тест тройной прыжок с места лучше использовать в средней и старшей школе.

Использованы материалы из работ:

  • БГОУ СОШ №347, Учитель физической культуры, Бушумова И.В
  • Учитель физической культуры, школы № 59, Менщикова Ю.В. (Санкт-Питербург)
  • а также видео с Ютуба

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Методические указания

для проведения уроков подисциплине «Физическая культура», раздел «Легкая атлетика»

преподаватель: Буляков Ф.Ф.

Стерлитамак 2015

Подготовительные упражнения по легкой атлетике

Гимнастические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечнососудистой системы. Таким образом, с помощью легкоатлетического упражнения решаются задачи гармонического, разностороннего физического развития человека.

Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения.

Независимо от типа урока принято различать: вводную; подготовительную; основную; заключительную части.

В вводную часть входит построение, организация внимания учащихся, проверка присутствующих, сообщение главных задач урока (2-3).

Подготовительная часть урока призвана подвести учащихся к решению основных задач урока. С этой целью проводится медленный бег и общеразвивающие упражнения, беговые упражнения.

В основной части приобретаются и совершенствуются умения и навыки.

Задача заключительной части – постепенное снижение нагрузки, подведение итогов урока, задание на дом.

Упражнения в подготовительной части урока должны подбираться с таким учетом, чтобы повысить общую работоспособность организма и подготовить его к выполнению конкретной специфической работы в основной части.

Например: Если в основной части урока предстоит прыгать в высоту с разбега, то в подготовительной части надо ввести упражнения на гибкость (различные наклоны, махи и др.), а также прыжковые упражнения, выполняемые на месте и в движении.

Разминка по легкой атлетике.

1.Легкий бег 5-10 мин. ЧСС 120-150 уд./мин.

2.Упр. на гибкость 10 мин.

Рывки руками (одна внизу, другая вверху).

Рывки руками перед грудью, с поворотом на 90 груд. рывк руками в сторону.

Вращения в тазобедренном суставе (по очереди в обе стороны).

Наклоны к левой ноге, между ног вниз, к правой ноге, выпрямиться.

Покачивания в выпаде (в полушпагате).

Махи ногой вперед вверх и назад вверх (по очереди).

Упор руками в стену, напряжение и расслабление икроножных мышц.

Вращения в разных плоскостях в голеностопном суставе (по очереди каждой ногой).

3.Специальные упражнения бегуна.(25 - 50 м). Отдых шагом назад.

Бег с высоким подниманием бедра.

С захлестыванием голени,

- "колесо" (объединить 1 и 2 упр.).

Прыжки на 2-х ногах вверх и с выносом бедра одной ноги (со сменой ног).

Прыжки в шаге с ноги на ногу.

Легкой ускорение с нарастанием и постепенным затуханием скорости.

Отдых 5 мин.

Всего разминка 25 - 30 мин.

Специальные беговые упражнения по легкой атлетике (СБУ)

Специальные беговые упражнения – это упражнения, направленные на развитие силы, мощности и координации всех мышц ног, а в первую очередь тех, которые получают основную нагрузку при беге.

СБУ предназначены для повышения частоты шагов при беге, силы отталкивания каждого шага, техники выполнения движений.

Дополнительная польза СБУ в том, что в интенсивных движениях, как и при беге, участвует практически вся мускулатура, при этом повышается координация движений, мощность всего тела.

Как результат спортсмен, выполняющий кроме беговых нагрузок ещё и СБУ, сможет на такой же дистанции как ранее, потратив меньше сил, пробежать быстрее.

Виды СБУ

Существует очень много вариантов СБУ. Предлагаю ознакомиться и применять самые распространённые в легкоатлетических клубах, и самые обсуждаемые на легкоатлетических форумах в интернете.

Виды СБУ:

    Бег с высоким поднимание бедра. Бедро поднимаете до уровня параллельности земли.

    Бег с захлёстом голени. Голень захлёстываете так, чтобы пяткой коснуться ягодиц.

    Бег боком, приставным шагом. За один отрезок смените ведущую ногу несколько раз, развернувшись вперёд другим плечом.

    Многоскок (Олений бег). Делаете прыжки поочерёдно каждой ногой с акцентом вперёд. То есть бег прыжками, стараясь каждый раз прыгнуть как можно дальше. При этом колено передней ноги выносите как можно выше. Это немного похоже на то, как «летит» олень.

    Бег спиной. При этом старайтесь отталкиваться каждый раз как можно сильнее.

    Подскоки. То же, что и многоскоки, только акцент прыжков не вперёд, а вверх. При этом приземляться нужно на обе ноги, а отталкивать одной по очереди. Это позволит нагружая мышцы ног, ослабить нагрузку на суставы и позвоночник.

    Колесо. Похоже на бег с высоким подниманием бедра, только сложнее. В момент, когда поднимаете бедро максимально вверх, выбрасывайте вытянутый носок максимально вперёд. Получиться своеобразный бег с воображаемыми ударами каждой ногой.

    Выпрыгивания. Присев, сразу выпрыгивайте вверх и вперёд, оттолкнувшись обеими ногами. При приземлении сразу же приседайте и выпрыгивайте вновь, превратив это в непрерывный процесс на всей дистанции. Это очень мощное и тяжёлое упражнение. Которое развивает мощность ног и всего тела.

Для начала обсудим, как подготовиться к выполнению СБУ. Поскольку это очень активные, интенсивные движения с высокой амплитудой, необходимо хорошенько размять и растянуть связки и суставы ног. В этом случае риск получить ненужную травму будет сведён к минимуму.

В начале, выполните небольшую пробежку трусцой 1-2 километра, чтобы хорошо разогреться. После этого тщательно разомнитесь, растянитесь и только после этого приступайте к выполнению СБУ. Подберите участок ровной поверхности (бровка газона на стадионе, грунтовая дорожка в парке или поле)около 50 метров. Ровная поверхность опять–таки исключит возможность травмы. Желательно на асфальте СБУ не выполнять. Асфальт, бетон - жёсткие поверхности. СБУ в большинстве своём – прыжковые или полупрыжковые движения и на суставы будет большая нагрузка.

Сами движения выполняйте неторопливо, главный акцент делая на максимальную амплитуду движения. Выполняйте каждое упражнение сериями по 3-4 раза. Подберите для одной тренировки 3-4 упражнения и выполните, после каждой пробежки пробежавшись на начало дорожки трусцой. Все СБУ, описанные здесь за один выполнять раз не нужно. Это будет слишком тяжело и непродуктивно.

Также после завершения выполнения всех СБУ, сделайте заминочную пробежку 1-2 км, растяните мышцы ещё раз. Это позволит ускорить восстановление и повысить эффект от выполнения СБУ.

Обучение и совершенствование низкому старту

Низкий старт – наиболее распространенный способ начала спринтерского бега, так как позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. Для обеспечения удобства и прочности опоры ног используются стартовые колодки или стартовые станки.

Наиболее оптимальным для школьной практики является такой способ установки стартовых колодок, когда передняя колодка для сильнейшей (толчковой) ноги устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии старта, а задняя – на расстоянии 1–1,5 стопы от передней (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45–60°, задняя – под углом 60–80°. Расстояние между колодками по ширине обычно равно длине стопы.

По команде: «На старт!» учащийся перешагивает через стартовую линию и встает так, чтобы колодки оказались позади него. Далее ученик приседает, ставит руки на грунт, упирается стопой сильнейшей ноги в опорную площадку задней колодки. Затем он опускается на колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, подтягивает руки за стартовую линию и ставит их вплотную к ней таким образом, чтобы опора тела приходилась на кисти, большие пальцы были повернуты внутрь, а остальные – наружу (можно опираться на кисти с согнутыми пальцами).

Руки в локтях должны быть выпрямлены, но не напряжены, плечи – слегка падать вперед. Спину следует округлить, но не напрягать. Голова свободно продолжает линию тела, а взгляд устремлен вперед на расстояние 0,5–1 м от стартовой линии.

По команде: «Внимание!» ученик отрывает колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, от земли, поднимает таз несколько выше плеч и подает туловище вперед вверх. Тяжесть тела перемещается на руки и впереди стоящую ногу. Переходить из положения «На старт!» в положение «Внимание!» следует плавно. Затем надо прекратить всякие движения, ожидая выстрела или команды: «Марш!».

После выстрела или команды: «Марш!» ученик отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается от колодок. Первой от колодки отрывается сзади стоящая нога, которая выносится вперед и слегка внутрь бедром.

Чтобы сократить время и путь прохождения стопы от колодки до места ее постановки на грунт, первый шаг должен быть стелющимся, т.е. проносить стопу нужно возможно ближе к земле.

Благоприятные условия для наращивания скорости бега в возможно более короткий срок создаются благодаря достаточно острому углу отталкивания от колодок и наклонному положению тела спринтера при выходе со старта.

Методическая последовательность обучения технике низкого старта:

1. Старты из различных исходных положений: из положения стоя согнувшись, из упора лежа согнувшись, из упора стоя на коленях, из упора стоя на одном колене (маховой ноги), туловище прямо, руки опущены вниз.

2. Стоять на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другую ногу (прямую) отвести назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

3. Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога согнута, руки опущены. По сигналу учителя – резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади, активным движением бедра выносится вперед по кратчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием проталкивает учащегося вперед, он принимает положение, как при беге с низкого старта в момент ухода с колодок, и переходит на бег.

4. Выполнение команд: «На старт!» и «Внимание!» без стартовых колодок. Учитель проверяет правильность принятия стартовых положений занимающихся и устраняет ошибки. Только после того как все учащиеся освоят стартовые позиции, можно переходить к обучению бегу с низкого старта.

5. Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу учителя). Выполнение низкого старта без стартового сигнала необходимо для того, чтобы учащиеся могли сосредоточить внимание на правильности формы и ритма движений, а не на быстроте и силе выполнения.

6. Установка стартовых колодок.

7. Выполнение команд: «На старт!», «Внимание!» с колодок. Положение по команде: «Внимание!» сохранять неподвижно 2–3 сек.

8. Выталкивание от стартовых колодок без шага приземления на руки. Впереди колодок можно положить мат для смягчения падения на кисти.

9. Прыжки в длину с места из положения низкого старта с колодок. Упражнения 8 и 9 выполняются для овладения техникой отталкивания.

10. Бег с низкого старта с колодок без сигнала.

11. Бег с низкого старта с колодок по сигналу учителя (команда: «Марш!», выстрел стартового пистолета, свисток). Учащимся дается установка на быстрое выполнение первого шага.

Упражнения для закрепления и совершенствования техники низкого старта:

1. Бег с низкого старта с колодок в горку.

2. Бег с низкого старта с колодок по различным сигналам, заменяющим стартовые команды (например: «Гоп!», «Беги!» и т.п.).

3. Бег с низкого старта с колодок с затягиванием команды: «Марш!» после команды: «Внимание!» на 3–5 сек.

4. Бег с низкого старта с колодок после выполнения кувырка вперед.

5. Бег с низкого старта с колодок после прыжка в длину с места.

6. Из положения «На старт!» бросок набивного мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.

Бег на короткие дистанции

Бег на 100 м характеризуется тем, что на всем протяжении дистанции нужно полностью использовать свои скоростные возможности. Спортсмены мужского пола для выполнения норматива ГТО на серебряный значок должны пробегать 100 м за 14,3 с, их средняя скорость на дистанции при этом составит 7,0 м/с. У девушек на этой же дистанции скорость приближается к 5,9 м/с. Специалисты подсчитали, что при беге с такой скоростью усилия, развиваемые мышцами ног при толчке, у мужчин составляют 240 кг, у девушек - 200 кг.

Порой приходится сталкиваться с не совсем приятными примерами. Так, новый, облегченный, норматив ГТО IV ступени в беге на 100 м у девушек равен 17,0с (серебряный значок) и 15,7 с (золотой значок). Большинство же студенток и в это время не «укладывается». Например, в Киевском университете средний результат в беге на эту дистанцию составляет 18 с, в ряде ленинградских вузов-18,2. Примерно такие же результаты и у студенток большинства белорусских вузов. Основная причина этого - низкий уровень развития физических качеств.

Для самостоятельной подготовки к выполнению норматива в беге на 100 м можно использовать повторный метод с пробеганием трех-четырех отрезков по 20-30 м с максимальной скоростью и интервалами отдыха до восстановления пульса 110-120 уд/мин. Кроме того, можно применять переменный метод: пробегание двух отрезков по 30 м с максимальной скоростью и последующим переходом на спокойный бег 150-200 м. Таких ускорений желательно выполнить 3-4.

Бег на короткие дистанции по сравнению с бегом на длинные дистанции проходит в более высоком темпе, с большой скоростью. Особенностью техники бега на короткие дистанции является низкая посадка (сильно согнуты ноги, приподняты плечи) и активные движения рук. Отталкивание производится резко, сильно и направлено больше назад, нога подтягивается кратчайшим путем, маховая нога не задерживается у опорного конька при смене опоры, а махом проносится вперед. Руки выполняют энергичные движения: правая рука на махе вперед слегка сгибается в локте над левым носком конька, в это время левая рука на махе назад выпрямляется, пальцы кисти слегка сжаты.

Обучение технике бега по прямой на короткие дистанции проводится целостным методом. Только движения рук отрабатываются на месте, а затем в движении. Сначала разучивается техника бега на короткие дистанции в медленном темпе, затем в ускоренном и, наконец, в полную силу.

Для совершенствования техники бега по прямой на короткие дистанции следует проделывать ускорения группой, парами, пробегать с ходу на время короткие отрезки прямой - 50, 60, 100 м.

Понятие "бег на короткие дистанции" объединяет группу беговых видов легкоатлетической программы. В эту группу видов входит бег на дистанции протяженностью до 400 м, а также различные виды эстафетного бега, включающие этапы спринтерского бега. Бег 100, 200 и 400 м, эстафетный бег 4х100 м и 4х400 м, как для мужчин, так и для женщин, включается в программу олимпийских игр. Дистанции 30, 50, 60 и 300 м включаются в соревнования в закрытых помещениях и в соревнования юных легкоатлетов.

Спринтерский бег входит составной частью в ряд видов легкой атлетики (все виды прыжков, многоборий и некоторые виды метаний), а также во многие виды спорта. Различные виды бега на короткие дистанции включены в нормативы комплекса ГТО всех ступеней.

Бег на короткие дистанции, как правило, характеризуется максимальной интенсивностью пробегания всей дистанции в анаэробном режиме. На дистанциях до 200 м бегуны стремятся за минимальное время набрать максимальную скорость бега и поддерживать ее до финиша.

Особенности техники бега на различных спринтерских дистанциях.

Бег 100 м. Эту дистанцию надо пробегать с максимально возможной скоростью. Быстрое выбегание со старта переходит в стремительное ускорение, с тем, чтобы быстрее достичь максимальной скорости и по возможности не снижать ее до финиша.

Бег 200 м. Бег на этой дистанции отличается от бега на 100 м расположением старта и прохождением первой половины дистанции по повороту дорожки. Чтобы со старта пробегать больший отрезок по прямой, стартовые колодки устанавливаются у внешнего края дорожки по касательной к повороту.

При беге по повороту бегуну необходимо наклониться всем телом внутрь, иначе его вынесет в сторону центробежной силой, создаваемой при беге по кривой. При этом правая нога в момент вертикали согнута в колене меньше, чем левая. Увеличивать наклон тела влево - внутрь нужно постепенно. Только достигнув максимально возможной скорости (в стартовом разбеге), бегун перестает увеличивать наклон тела и сохраняет его на оставшемся участке поворота. Для уменьшения пробегаемого расстояния при беге по повороту дорожки лучше ставить стопы как можно ближе к бровке, поворачивая их влево к ней.

Движения рук также несколько отличаются от движений рук при беге по прямой. Правая рука направлена больше внутрь, а левая - несколько наружу. При этом плечи несколько поворачиваются влево. На последних метрах поворота необходимо плавно уменьшить наклон тела и в момент выхода на прямую выпрямиться.

Во время бега на 200 м бегун может при выходе из поворота сделать 2-3 шага, как бы выключившись из предельных усилий, после чего снова бежать с полной интенсивностью до финиша. Первую половину дистанции рекомендуется пробегать на 0,1-0,3 с хуже лучшего времени на 100 м (при беге по прямой).

Бег 400 м. В основе техники бега 400 м лежит спринтерский свободный шаг. Бег проводится с относительно меньшей интенсивностью, чем на дистанциях 100 и 200 м. Наклон туловища на поворотах Бег со старта начинается так же, как и бег на 200 м. Развив необходимую скорость, бегун переходит на свободный шаг, стремясь поддерживать приобретенную скорость возможно дольше. Следует пытаться преодолеть дистанцию в относительно равномерном темпе.

Кривая скорости бега 400 м очень быстро и высоко поднимается в начале первых 100 м, держится примерно на том же уровне вторые 100 м, затем постепенно снижается на третьих 100 м и резко - на последних 100 м, особенно за 70-50 м до финиша.

Бегун на 400 м должен пробежать первые 100 м лишь на 0,3-0,5 с медленнее, чем он может пробежать только 100 м, а первые 200 м -на 1,3-1,8 с хуже своего личного рекорда в беге на эту дистанцию.

Техника бега на протяжении первых 300 м мало изменяется. На последних 100 м в связи с быстро прогрессирующим утомлением она изменяется существенно падает из-за уменьшения частоты шагов (вследствие роста времени опоры и полета) и в меньшей степени - длины шагов (Ф. Гусейнов, 1983).

Обучение технике бега на короткие дистанции

В беге на короткие дистанции развиваются максимальные усилия, и это создает предпосылки к возникновению скованности и искажения рациональной формы движений и целесообразной координации развиваемых усилий. Напрягаются мышцы, не участвующие в выполнении беговых движений. Все это вызывает лишние энерготраты и снижает частоту рабочих движений.

Следует с первых же занятий уделять большее внимание сохранению свободы движений и предупреждению возникновения скованности. Стремление новичка проявить себя с лучшей стороны приводит к чрезмерным напряжениям и искажениям естественных движений.

На формирование правильной координации сокращения и расслабления мышц тела бегуна отрицательное влияние оказывает раннее начало обучению бегу со старта, и особенно с низкого. Понятие "раннее начало" сугубо индивидуально, и обучающий должен умело определить время готовности отдельно каждого ученика к изучению техники бега со старта, особенно старта по сигналу.

Список литературы

    Гаврилов О. К. Физкультура. – М.: Мир, 1987;

    Жидкова А. П., Новиков Ю. В. Ключ к здоровью. – М.: Знамя, 1984;

    Николаев Ю. С., Нилов Е. И. Простые истины. – М., 1985;

    Петровский К. С. Азбука здоровья. – М.: Знамя, 1982;

    Хартова Н. А. Физкультура, труд, здоровье. – М., 1969.

Для освоения занимающимися рациональной техники выполнения того или иного вида легкой атлетики, большое значение имеют специальные легкоатлетические упражнения, с одной стороны, развивающие основные физические качества легкоатлета: быстроту, скоростную и скоростно-силовую выносливость, силу, а с другой стороны по своей структуре схожие с техникой выполнения основного упражнения. Наглядность и практическая ценность специальных легкоатлетических упражнений делают их основными в двигательной деятельности легкоатлетов, вне зависимости от выбранной ими специализации. Специальные беговые упражнения (СБУ) применяются на уроках физической культуры в подготовительной части урока после выполнения общеразвивающих упражнений для специальной разминки, а так же в основной части в качестве подготовительных упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ ДОД «МАРЬЯНОВСКАЯ ДЮСШ»

Тема:

Специальные беговые упражнения в подготовке легкоатлетов.

Подготовила: тренер – преподаватель

МКОУ ДОД «Марьяновская ДЮСШ»

И. С. Зухова.

г. Омск 2013.

Для освоения занимающимися рациональной техники выполнения того или иного вида легкой атлетики, большое значение имеют специальные легкоатлетические упражнения, с одной стороны, развивающие основные физические качества легкоатлета: быстроту, скоростную и скоростно-силовую выносливость, силу, а с другой стороны по своей структуре схожие с техникой выполнения основного упражнения. Наглядность и практическая ценность специальных легкоатлетических упражнений делают их основными в двигательной деятельности легкоатлетов, вне зависимости от выбранной ими специализации. Специальные беговые упражнения (СБУ) применяются на уроках физической культуры в подготовительной части урока после выполнения общеразвивающих упражнений для специальной разминки, а так же в основной части в качестве подготовительных упражнений. Длина отрезка для выполнения СБУ зависит от цели упражнения и подготовленности учащихся: для специальной разминки от 20м до 40м, для тренировки от 40м до 60м. Количество повторений от 1 до 6 раз Исходное положение для всех СБУ одинаковое: стопы параллельно, на ширине плеч, пятки не касаются опоры, ноги немного согнуты в коленях, осанка прямая, руки опущены или согнуты. Руки работают как в беге (за исключением отдельных упражнений): согнутые в локтях примерно под углом 90°, разноимённо, вдоль туловища. Одна выносится вперёд: кисть до уровня подбородка, посередине туловища; другая отводится назад, не разгибаясь. Пальцы полусогнуты, кисть расслаблена.

Специальные легкоатлетические упражнения можно условно поделить на упражнения, преимущественно развивающие быстроту, силу и упражнения узкотехнической направленности, способствующие совершенствованию отдельных видов легкой атлетики. Специальные упражнения, развивающие преимущественно быстроту, должны состоять из движений приближенных к элементам техники бега. Эти упражнения должны проводиться в условиях, которые позволяют выполнять движения с максимальной быстротой. Упражнения, развивающие преимущественно быстроту должны быть кратковременными и выполняться многократно, на месте или в движении. К упражнениям данной категории можно отнести следующие:

  • Бег с высоким подниманием бедра. Упражнение следует выполнять сначала на месте, затем с небольшим продвижением вперед. Во время выполнения упражнения необходимо следить, чтобы плечи не отклонялись назад и не напрягались, для чего в первом этапе выполнения руки можно держать на поясе. Бедро поднимается вверх до горизонтали, а опорная нога в это время полностью выпрямляется. Следует обращать внимание на большую частоту движений, колени в сторону не разводить, ногу ставить с носка. При дальнейшем изучении упражнения особенное внимание уделять активной работе рук.
  • Бег прыжками с ноги на ногу. Активно отталкиваясь стопой от грунта и полностью выпрямляя толчковую ногу во всех суставах, маховую ногу, согнутую в колене следует быстрым движением выносить вперёд-вверх до положения горизонтали. Руки, согнутые в локтевых суставах, энергично движутся назад - вперёд. Упражнение выполняется с быстрым продвижением вперёд.
  • Подпрыгивания в шаге . Поочередные подскоки вверх - вперёд толчком одной ноги и махом другой с продвижением по беговой дорожке, сопровождаемые энергичными взмахами рук вперёд - назад. Обращать внимание на энергичное поднимание бедра вверх - вперёд. Следить, чтобы плечи не подавались вперёд и не отклонялись назад.
  • “Семенящий бег”. Упражнение выполняется маленькими шагами с большой частотой. При этом маховая нога движением сверху вниз ставится на переднюю часть стопы (на носок) с последующим опусканием почти на всю стопу. Толчковая нога в момент отталкивания полностью выпрямляется, толчок направлен больше вверх, туловище слегка наклонено вперёд, плечи не напряжены, руки с небольшой амплитудой движутся в такт движению ног. Упражнение выполняется с места с ускоряющимся продвижением вперёд.
  • Бег с захлёстыванием голени. Бег с небольшим продвижением вперёд и забрасыванием голени назад до касания пятками ягодиц. Выполняя упражнение обращать внимание, чтобы туловище и плечи не наклонялись вперёд.
  • “Колесо”. Бег с высоким подниманием бедра, выводом голени вперёд с последующим забрасыванием голени назад. Поднимая бедро по горизонтали быстро продвигаться вперед. После того, как бедро начнёт опускаться, свободно висящая голень выносится вперёд так, чтобы стопа опускалась на землю загребающим движением. Следить, чтобы опорная нога в момент движения бедра маховой вперёд-вверх полностью выпрямлялась, а таз достаточно подавался вперёд.

Специальные упражнения, развивающие преимущественно силу, должны развивать мускулатуру всего тела и в первую очередь силу мышц нижних конечностей, работа которых является решающей в беге, стартовом разбеге, финальном усилии в метаниях. Для решения данных задач целесообразно использовать следующие упражнения:

  • Многоскоки. Многократные прыжки с активным отталкиванием стопой, обращая внимание на полное выпрямление толчковой ноги в колене. Маховая нога сгибается в колене, выносится вверх - вперёд до положения горизонтали, руки согнуты в локтях. Упражнение следует выполнять с медленным продвижением вперёд, обращая внимание на мощное отталкивание от грунта. Возможно выполнение упражнения попеременно на обе ноги, а также с акцентом на отталкивание отдельно только левой и правой ногой.
  • Скачки на одной ноге. Упражнение следует выполнять с небольшого разбега, после толчка полностью сгибая толчковую ногу в коленном суставе и подтягивая её вверх до касания пяткой ягодицы. Обращать внимание на полное отталкивание от грунта и активную работу рук вперёд-назад во время движения.
  • Бег на прямых ногах. Отталкиваясь от грунта поднимать толчковую ногу, выпрямленную в коленном суставе вверх - вперёд. Упражнение следует выполнять с установкой на активный подъём и полное сгибание бедра.
  • Прыжки через препятствия. Многоскоки на одной или двух ногах с преодолением препятствий небольшой высоты (набивные мячи, гимнастические скамейки, маленькие барьеры). В зависимости от уровня подготовленности занимающихся следует изменять высоту препятствий и расстояние между ними.
  • Прыжки на месте из различных исходных положений. Прыжки из положения приседа смена ног в прыжке из положения выпада, прыжки с короткой скакалкой. Прыжки поочередно на левой и правой ноге, прыжки на двух ногах в разных направлениях.
  • Броски набивного мяча из различных исходных положений. Броски набивного мяча двумя руками от груди, из-за головы, левой и правой рукой, из положения приседа, из-за спины, толчки набивного мяча бедром и т.д.

Помимо упражнений скоростной и скоростно-силовой направленности в тренировочный процесс необходимо включать определённый блок упражнений, направленных на развитие гибкости мышц, которые должны помочь занимающимся выполнять сложные технические элементы более раскрепощено, с большей амплитудой. Применительно к бегу на короткие дистанции такими упражнениями являются:

  • Прыжки в шаге. Упражнение следует выполнять с акцентом на максимальное сведение-разведение бедер в отсутствие взаимодействия с опорой.
  • Махи с хлопком. Поочередные махи ногами вверх - вперед с продвижением вперед и одновременным хлопком руками под маховой ногой. Упражнение следует выполнять с акцентом на максимальный подъем ноги вверх - вперед.
  • “Велосипед”. Имитация беговых шагов из исходного положения, лёжа на полу, стойка на лопатках. Следует выполнять упражнение свободно с увеличением амплитуды движений.
  • Бег по воздуху. Имитация беговых шагов из исходного положения руки в упоре на параллельных брусьях. При выполнении упражнения следует обращать внимание на максимальное разведение-сведение бедер.
  • Махи у опоры. Поочерёдные махи ногами, стоя боком у гимнастической стенки. Стараться выполнять упражнение с максимально возможной амплитудой движений.

Следует особо подчеркнуть, что только технически правильно исполненное упражнение даст нужный эффект. Все упражнения являются повторением основного движения или же частью его, дают возможность ярче раскрыть детали целостного упражнения, подчеркнуть необходимые акценты, выполнить движение, ту или иную его связку более быстро, в нужном направлении и экономично по амплитуде и затраченным усилиям. Первоочередной задачей каждого занятия является техническое совершенствование. Несомненно, и то, что когда владение техникой соответствует функциональной подготовке (техническое совершенствование проходит параллельно с улучшением физических качеств), то и результаты растут планомерно.

Литература.

1. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. М.Физкультура и спорт, 1974.

2. Легкая атлетика для юношей, под ред. П. Л. Лимаря, М., 1999.

3. Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002.

4. Лёгкая атлетика, под ред. Д. П. Маркова и Н. Г. Озолина, М, 1999.

5. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. О.В.Колодий, Б.М. Лутковский, В.В. Ухов. 1999.

6. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М., 2002.

7. Травин Ю.Г. Основы тренировки в легкой атлетике. М.: ГЦОЛИФК, 1977.

8. Филин В.П., Филин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980.

9. Хоменков Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике. М., 1975.

10. Школа легкой атлетики, под ред. А. В. Коробова, 2 изд., М., 1998.


Специальные беговые упражнения.

Специальные беговые упражнения (СБУ) применяются на уроках физической культуры в подготовительной части урока после выполнения общеразвивающих упражнений для специальной разминки, а так же в основной части в качестве подготовительных упражнений. Длина отрезка для выполнения СБУ зависит от цели упражнения и подготовленности учащихся: для специальной разминки от 20м до 40м, для тренировки от 40м до 60м. Количество повторений от 1 до 6 раз. Отрезок условно делится на 3 части: в первой трети упражнение выполняется в спокойном темпе с полной амплитудой, во второй частота постепенно возрастает до максимальной , а в последней 2-3 шага делаются ускоренно и заканчивается упражнение свободным, упругим бегом по инерции. (рис.1)

https://pandia.ru/text/78/024/images/image002_86.jpg" align="left" width="68 height=161" height="161">1) работа ног : попеременное, небольшое, быстрое сгибание свободной ноги в коленном и тазобедренном суставах (рис.1а) с переносом тяжести тела на опорную ногу. Стопа сгибаемой ноги полностью выпрямляется и только после этого немного отрывается от опоры (рис. 1б) для небольшого шага (0,5-1 стопа). Постановка начинается с «носочка» перекатом до полного выпрямления опорной ноги в коленном суставе, частота шагов высокая;

2) положение туловища (осанка) : вертикальное;

3) руки опущены, плечи расслаблены.

Возможные ошибки:

1. опускание на всю стопу;

2. неполное выпрямление опорной ноги;

3. нарушение осанки;

4. «закрепощённые» движения.

Бег с высоким подниманием бедра (фото 3).

Значение: с лужит для разогрева мышц передней поверхности бедра, стоп, увеличения частоты движений, тренировки мышц, поднимающих бедро.

https://pandia.ru/text/78/024/images/image005_28.jpg" align="left" width="231" height="225 src=">3) Работа рук как в беге.

Выполнение: бег с небольшим продвижением вперёд (0,2м-0,4м на каждом шаге).

Возможные ошибки:

1. бедро не параллельно земле;

2. пятка уходит из-под большого вертела;

https://pandia.ru/text/78/024/images/image007_18.jpg" align="left" width="144" height="162 src=">2) осанка: туловище наклонено вперёд чуть больше, чем в упр.2.

3) работа рук как в беге, плечевой пояс расслаблен.

Выполнение:

Обратить внимание на мягкое, бесшумное снятие ноги с опоры.

Возможные ошибки:

1. отсутствие упругости;

2. акцент на постановку ноги на опору;

3. вынос бедра вперёд за вертикаль при

складывании ноги;

4. излишний наклон туловища;

5. неполное складывание ноги;

6. закрепощён плечевой пояс, неправиль

ная работа рук.

Бег на прямых ногах (фото5).

Значение: 1. разминка и тренировка стоп;

2. тренировка мышц, отвечающих за сведение-разведение бёдер.

Выполнение: продвижение вперёд происходит небольшими упругими прыжками на 1-1,5м

1) Работа ног : активная «загребающая» постановка прямой толчковой ноги на упругую стопу под опору и быстрый вынос маховой (примерно под углом 45°, «носочек» натянут).

2) Осанка : туловище приближено к вертикали.

3) Работа рук: руки работают как в беге

Возможные ошибки:

1. вялое, неупругое отталкивание;

2. согнутые ноги;

3. отклонение туловища назад;

4. неправильная работа рук.

«Колесо» (фото 6)

Сложное по координации, требующее большого физического напряжения упражнение, сочетающее высокое поднимание бедра и захлёстывание голени.

Значение: является подводящим упражнением к обучению технике бега, хорошо укрепляет стопу.

1) Работа ног: нога складывается, бедро поднимается параллельно земле или чуть выше (фото 6а). Дальше голень выносится вперёд (фото 6.б) и нога загребающим движением начинает опускаться вниз на опору под центр тяжести (фото 6в, г,д). Толчковая нога захлёстывается назад (фото 6г) и движение повторяется с другой ноги (фото 6д).

Это основные СБУ, применяемые на уроках физической культуры. С помощью этих упражнений учащиеся овладевают согласованностью в работе рук и ног, умением чередовать

максимальное напряжение работающих мышц с полным расслаблением их в относительно пассивной фазе полёта. От качественного выполнения СБУ во многом зависит дальнейшее успешное усвоение учебного материала.

Озолин бег. М.: Физкультура и спорт, 1986. – 159 с. , : Тренажёры и специальные упражнения в лёгкой атлетике. М.: Физкультура и спорт, 1982.-222с. Романов метод обучения технике бега. Методическая разработка. Чебоксары, 1988 г. От общего к сложному. // Физическая культура в школе, №12, 1991г

1. Бег с высоким поднимание бедра. Упражнение выполняется на пе-редней части стопы, бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, туловище слегка наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как при беге. Упражнение выполняется с максимальной частотой

и с минимальным продвижением вперёд.

2. Бег с захлёстом голени. Упражнение выполняется на передней части стопы, ноги сгибаются в коленных суставах, пятки касаются ягодиц. Колено направлено вертикально вниз, бедро не работает, туловище слегка

наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как пр и беге. Упражнение выполняется с максимальной частотой и с минимальным продвижением вперёд.

3.Выпрыгивания. Упражнение выполняется перекатом с пятки на носок, бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, толчковая но-га прямая. Туловище прямо, руки выполняют одновременное подныри-вающее движение снизу вверх. Упражнение выполняется с минимальным продвижением вперёд. Движение направлено вверх-вперёд.

4. Прыжки с ноги на ногу. Упражнение выполняется на передней части стопы, либо на всей стопе. Бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, толчковая нога прямая. Туловище слегка наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как при беге, но с большей амплитудой. Движение направлено вперёд-вверх.

5. Скрестный бег. Упражнение выполняется правым и левым боком, на передней части стопы. При выполнении правым боком, правая нога де-лает приставной шаг вправо, а левая нога выполняет движения по дуге впереди и позади неё. Туловище прямо, руки точно в стороны, взгляд на-правлен перед собой. Упражнение выполняется за счёт активного скручи-вая тазом.

6.Ускорение. Выполняется с высокого старта на передней части сто-пы, либо на всей стопе. За счёт активной работы рук и ног. С постепенным выпрямлением туловища (примерно на седьмом шаге). Необходимо сле-дить за плавным, без рывков, набором скорости и за свободным бегом по дистанции.

систем; и т. д.).

Инвентарь:

Часть Организационно-
Содержание Дозировка методические указания
урока
(ОМУ)
1. Построение. 1 минута Построение в одну шеренгу
2. Сообщение задач урока
3. Разминочный бег. 1 минута Бежать в медленном темпе
400 м
(ОРУ)
(15–20 упражнений)
минут Порядок описания ОРУ:
1.
чинается движение.
2.
-15
присед и т. д.).
3.
урока
и т. д.).
4. Конечное положение.
часть Пример
6–8 раз Наклоны ниже, ноги не
Подготовительная
1. – наклон к правой ноге сгибать, упражнение
2. – наклон вперед-вниз выполнять в среднем
3. – наклон к левой ноге темпе, почувствовать
4. – наклон назад натяжение мышц задней
поверхности бедра.
(СБУ)
Пример
Выпрыгивания. Упражнение выполня- 2 х 40 Упражнение выполняется
метров с минимальным продви-
жением вперёд.
Движение направлено
вверх-вперёд.
вверх.

Приложение 4 Проводящий: Ф.И.О.

План-конспект подготовительной части урока по легкой атлетике

Задачи: 1) Образовательная (Обучение технике избранного вида лёгкой атлетике)

2) Воспитательная (Воспитание двигательных или морально-волевых качеств)

3) Оздоровительная (Укрепление серд-сосуд, дыхательной или костно-мыш.

систем; и т. д.).

Дата проведения: 09.09.2009 г. (Указать дату занятия, к которому составлен план-конспект) Место проведения:

Инвентарь:

Часть Организационно-
Содержание Дозировка методические указания
урока
(ОМУ)
1. Построение. 1 минута Построение в одну шеренгу
2. Сообщение задач урока
3. Разминочный бег. 1 минута Бежать в медленном темпе
400 м
Комплекс общеразвивающих упражнений
(ОРУ)
(15–20 упражнений)
минут Порядок описания ОРУ:
1. Исходное положение, из которого на-
чинается движение.
2. Название движения (наклон, поворот,
-15
присед и т. д.).
3. Направление движения (вправо, назад
урока
и т. д.).
4. Конечное положение.
часть Пример
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 6–8 раз Наклоны ниже, ноги не
Подготовительная
1. – наклон к правой ноге сгибать, упражнение
2. – наклон вперед-вниз выполнять в среднем
3. – наклон к левой ноге темпе, почувствовать
4. – наклон назад натяжение мышц задней
поверхности бедра.
Специальные беговые упражнения
(СБУ)
Пример
Выпрыгивания. Упражнение выполня- 2 х 40 Упражнение выполняется
ется перекатом с пятки на носок, бедро метров с минимальным продви-
маховой ноги поднимается до угла 90 жением вперёд.
градусов, толчковая нога прямая. Туло- Движение направлено
вище прямо, руки выполняют одновре- вверх-вперёд.
менное подныривающее движение снизу
вверх.

Приложение 5

Проводящий: Ф.И.О.

систем; и т. д.).

Место проведения: Инвентарь :

Часть Организационно-
Содержание Дозировка методические
урока
указания
(ОМУ)
Подготовительная часть 12-15 мин. См. выше приложение 2.
Основная часть 20–25 мин. Либо Методические указа-
Обучить элементу техники кол-во ния, наиболее часто
повторений, встречающиеся
либо кол-во ошибки, способы их
времени. исправления.
часть Заминочный бег 400 м Восстановить дыха-
ние, привести орга-
Заключительная 3–5 мин. Подведение итогов занятия. 1мин низм к до рабочему
уровню.
Домашнее задание. 1мин Построение в одну
шеренгу.
Задание на дом
(практическое или
теоретическое)

Приложение 5

Проводящий: Ф.И.О.

План-конспект урока по легкой атлетике Тема:……………………………………………………………………………….

Задачи: 1) Образовательная (Обучение технике избранного вида лёгкой атлетике)

2) Воспитательная (Воспитание двигательных или морально-волевых ка-честв)

3) Оздоровительная (Укрепление серд-сосуд, дыхательной или костно-мыш.

систем; и т. д.).

Дата проведения: 09. 09. 2009 г. (Указать дату занятия,к которому состав-лен план-конспект)

Место проведения: Инвентарь :

Часть Организационно-
Содержание Дозировка методические
урока
указания
(ОМУ)
Подготовительная часть 12-15 мин. См. выше приложение 2.
Основная часть 20–25 мин. Либо Методические указа-
Обучить элементу техники кол-во ния, наиболее часто
повторений, встречающиеся
какого-либо вида легкой атлетики
либо кол-во ошибки, способы их
времени. исправления.
часть Заминочный бег 400 м Восстановить дыха-
ние, привести орга-
Заключительная 3–5 мин. Подведение итогов занятия. 1мин низм к до рабочему
уровню.
Домашнее задание. 1мин Построение в одну
шеренгу.
Задание на дом
(практическое или
теоретическое)
Приложение 6
МУЖЧИНЫ
Дисциплина Рекорд Спортсмен Страна
100 м 9,58 с Усэйн Болт Ямайка
200 м 19,19 с Усэйн Болт Ямайка
400 м 43,18 с Майкл Джонсон США
800 м 1:41,01 Давид Рудиша Кения
1 000 м 2:11,96 Ноа Нгени Кения
1 500 м 3:26,00 Хишам Эль-Герруж Марокко
1 миля (1609 м) 3:43,13 Хишам Эль-Герруж Марокко
2 000 м 4:44,79 Хишам Эль-Герруж Марокко
3 000 м 7:20,67 Даниель Комен Кения
5 000 м 12:37,35 Кенениса Бекеле Эфиопия
10 000 м 26:17,53 Кенениса Бекеле Эфиопия
10 км (шоссе) 26:44 Леонард Комон Кения
15 км (шоссе) 41:29 Феликс Лимо Кения
20 000 м 56:26,0 Хайле Гебреселассие Эфиопия
20 км (шоссе) 55:21 Жерсенаю Тадеуш Эритрея
Полумарафон 58:23 Жерсенаю Тадеуш Эритрея
Часовой бег 21,285 км Хайле Гебреселассие Эфиопия
25 000 м 1:13:55,8 Тосихико Сэко Япония
25 км (шоссе) 1:11:37 Хайле Гебреселассие Эфиопия
30 000 м 1:29:18.8 Тосихико Сэко Япония
30 км (шоссе) 1:27:49 Хайле Гебреселассие Эфиопия
Марафон 2:03:59 Хайле Гебреселассие Эфиопия
100 км (шоссе) 6:13:33 Такахиро Сунада Япония
3000 м с препятствиями 7:53,63 Саиф Саед Шахин Катар
110 м с барьерами 12,87 с Дайрон Роблес Куба
400 м с барьерами 46,78 с Кевин Янг США
Прыжок в высоту 2,45 м Хавьер Сотомайор Куба
Прыжок с шестом 6,14 м Сергей Бубка Украина
Прыжок в длину 8,95 м Майк Пауэлл США
Тройной прыжок 18,29 м Джонатан Эдвардс Великобритания
Толкание ядра 23,12 м Рэнди Барнс США
Метание диска 74,08 м Юрген Шульт ГДР
Метание молота 86,74 м Юрий Седых СССР
Метание копья 98,48 м Ян Железный Чехия
(по старым правилам) 104,80 м Уве Хон ГДР
Десятиборье 9026 очков Роман Шебрле Чехия
Ходьба на 20 км (шоссе) 1:16:43 Сергей Морозов Россия
Ходьба на 50 км (шоссе) 3:34:14 Денис Нижегородов Россия
Эстафета 4 х 100 м 37,10 Ямайка
Эстафета 4 х 400 м 2:54,29 США
Приложение 6
Рекорды мира в лёгкой атлетике у мужчин на 1.01.2011
МУЖЧИНЫ
Дисциплина Рекорд Спортсмен Страна
100 м 9,58 с Усэйн Болт Ямайка
200 м 19,19 с Усэйн Болт Ямайка
400 м 43,18 с Майкл Джонсон США
800 м 1:41,01 Давид Рудиша Кения
1 000 м 2:11,96 Ноа Нгени Кения
1 500 м 3:26,00 Хишам Эль-Герруж Марокко
1 миля (1609 м) 3:43,13 Хишам Эль-Герруж Марокко
2 000 м 4:44,79 Хишам Эль-Герруж Марокко
3 000 м 7:20,67 Даниель Комен Кения
5 000 м 12:37,35 Кенениса Бекеле Эфиопия
10 000 м 26:17,53 Кенениса Бекеле Эфиопия
10 км (шоссе) 26:44 Леонард Комон Кения
15 км (шоссе) 41:29 Феликс Лимо Кения
20 000 м 56:26,0 Хайле Гебреселассие Эфиопия
20 км (шоссе) 55:21 Жерсенаю Тадеуш Эритрея
Полумарафон 58:23 Жерсенаю Тадеуш Эритрея
Часовой бег 21,285 км Хайле Гебреселассие Эфиопия
25 000 м 1:13:55,8 Тосихико Сэко Япония
25 км (шоссе) 1:11:37 Хайле Гебреселассие Эфиопия
30 000 м 1:29:18.8 Тосихико Сэко Япония
30 км (шоссе) 1:27:49 Хайле Гебреселассие Эфиопия
Марафон 2:03:59 Хайле Гебреселассие Эфиопия
100 км (шоссе) 6:13:33 Такахиро Сунада Япония
3000 м с препятствиями 7:53,63 Саиф Саед Шахин Катар
110 м с барьерами 12,87 с Дайрон Роблес Куба
400 м с барьерами 46,78 с Кевин Янг США
Прыжок в высоту 2,45 м Хавьер Сотомайор Куба
Прыжок с шестом 6,14 м Сергей Бубка Украина
Прыжок в длину 8,95 м Майк Пауэлл США
Тройной прыжок 18,29 м Джонатан Эдвардс Великобритания
Толкание ядра 23,12 м Рэнди Барнс США
Метание диска 74,08 м Юрген Шульт ГДР
Метание молота 86,74 м Юрий Седых СССР
Метание копья 98,48 м Ян Железный Чехия
(по старым правилам) 104,80 м Уве Хон ГДР
Десятиборье 9026 очков Роман Шебрле Чехия

10,64 с (100 м), 8,11 м (прыжок в длину), 15,33 м (толкание ядра), 2,12 м (прыжок в высоту), 47,79 с (400 м), 13,92 с (110 м с барьерами), 47,92 м (метание диска), 4,80 м (прыжок с шестом), 70,16 м (метание копья), 4:21,98 (1500 м)

Ходьба на 20 км (шоссе) 1:16:43 Сергей Морозов Россия
Ходьба на 50 км (шоссе) 3:34:14 Денис Нижегородов Россия
Эстафета 4 х 100 м 37,10 Ямайка
Эстафета 4 х 400 м 2:54,29 США
Приложение 7
Рекорды мира в лёгкой атлетике у женщин на 1.01.2011
ЖЕНЩИНЫ
Дисциплина Рекорд Спортсмен Страна
100 м 10,49 с Флоренс Гриффит-Джойнер США
200 м 21,34 с Флоренс Гриффит-Джойнер США
400 м 47,60 с Марита Кох ГДР
800 м 1:53,28 Ярмила Кратохвилова Чехословакия
1 000 м 2:28,98 Светлана Мастеркова Россия
1 500 м 3:50,46 Цюй Юнься Китай
1 миля (1609 м) 4:12,56 Светлана Мастеркова Россия
2 000 м 5:25,36 Соня О’Салливан Ирландия
3 000 м 8:06,11 Ван Цзюнься Китай
5 000 м 14:11,15 Тирунеш Дибаба Эфиопия
10 000 м 29:31,78 Ван Цзюнься Китай
10 км (шоссе) 30:21 Пола Рэдклиф Великобритания
15 км (шоссе) 46:29 Тирунеш Дибаба Эфиопия
20 000 м 1:05:26,6 Тегла Лорупе Кения
20 км (шоссе) 1:02:57 Лорна Киплагат Нидерланды
Полумарафон 1:06:25 Лорна Киплагат Нидерланды
Часовой бег 18,517 км Дирарту Туне Эфиопия
25 000 м 1:27:05,9 Тегла Лорупе Кения
25 км (шоссе) 1:22:13 Мидзуки Ногути Япония
30 000 м 1:45:50,0 Тегла Лорупе Кения
30 км (шоссе) 1:38:49 Мидзуки Ногути Япония
Марафон 2:15:25 Пола Рэдклиф Великобритания
100 км (шоссе) 6:33:11 Томое Абе Япония
3000 м с препятствиями 8:58,81 Гульнара Самитова- Россия
Галкина
110 м с барьерами 12,21 с Йорданка Донкова Болгария
400 м с барьерами 52,34 с Юлия Печёнкина Россия
Прыжок в высоту 2,09 м Стефка Костадинова Болгария
Прыжок с шестом 5,06 м Елена Исинбаева Россия
Прыжок в длину 7,52 м Галина Чистякова СССР
Тройной прыжок 15,50 м Инесса Кравец Украина
Толкание ядра 22,63 м Наталья Лисовская СССР
Метание диска 76,80 Габриеле Райнш ГДР
Метание молота 78,30 м Анита Влодарчик Польша
Метание копья 72,28 м Барбора Шпотакова Чехия
(по старым правилам) 80,00 м Петра Фельке ГДР
Семиборье 7291 очко Джекки Джойнер-Керси США
12,69 с (100 м с барьерами), 1,86 м (прыжок в высоту), 15,80 м (толкание ядра),
22,56 с (200 м), 7,27 м (прыжок в длину), 45,66 м (метание копья), 2:08,51 (800 м)
Ходьба на 20 км 1:25:41 Олимпиада Иванова Россия
(шоссе)
Эстафета 4 х 100 м 41,37 ГДР
Эстафета 4 х 400 м 3:15,17 СССР

© 2024 Спортивный портал