Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как дышать во время пения. Дыхание при пении. Польза смешанного дыхания

Каким бы видом пения вы не решили заняться, академическим или эстрадным, в какую бы школу вокала не пришли, первое, с чего начнется работа с вашим голосом: правильное певческое дыхание.

Ко мне приходило много учеников, которые раньше уже занимались вокалом и даже выступали на сцене. Но почти все из них признавались, что не до конца понимают, как правильно дышать во время пения.

Голосовые зажимы, слабый звук на верхних нотах, нехватка воздуха в длинных фразах — с такими проблемами они сталкивались постоянно. И все потому, что ранее педагоги не объяснили им смысл певческого дыхания, а ребята не придали этому значения. И нам приходилось возвращаться к азам, и заново учиться дышать.

В данной статье я постараюсь максимально доступно познакомить вас с азами певческого дыхания, исходя из моего опыта. При желании углубиться в данный вопрос с профессиональной точки зрения, вы всегда можете почитать научную литературу о пении. На O VOCALE вы найдете обзор самых полезных книг для вокалистов.

А вы задумывались, правильно ли дышите?

Знакомство с техникой певческого дыхания всегда начинается с осознанного вдоха и выдоха. На первом уроке вокала я спрашиваю новичков, обращают ли они внимание на то, как дышат в повседневной жизни.

Чаще всего начинающие вокалисты теряются и не могут сказать, как они чувствуют свой вдох и выдох. Вот вы можете ответить на данный вопрос?

Важно осознать одно: чем лучше вы осведомлены о том, что происходит в теле во время пения, чем яснее вам механизмы управления голосом, тем легче дается техника вокала!

Почему необходимо следить за своим вдохом и выдохом, я расскажу ниже. Если вы уже подружились с певческим дыханием и умеете его контролировать, я очень рада, а если нет — давайте разберемся, какие «инструменты» отвечают за правильное дыхание при пении.

Физиология певческого дыхания.

Сделайте удобный привычный для вас вдох прямо сейчас. Понаблюдайте, как много вы взяли воздуха, как надолго задержали его и насколько плавно выдохнули. Хорошо, если рядом есть зеркало, и вы вдохнули, глядя на себя. Отметьте, в какую область грудной клетки пошел воздух. Да-да, именно в грудную клетку!

Вы скажите: «Но я читал, что при пении необходимо дышать животом!». Но задумайтесь, как мы можем вдохнуть (по-настоящему вдохнуть, впустить воздух) в живот?! Ведь внутри живота находятся внутренности — кишечник, желудок и прочее.

Дышать, сильно надувая живот и стараясь взять в него побольше воздуха, не разобравшись в собственной физиологии, распространенная ошибка начинающих певцов. И приводит она к бездумной ненужной работе мышц брюшного пресса.

В то время как за набор дыхания в организме отвечают легкие! Именно в легкие (а не в ваш желудок в животе) вы впускаете воздух, и именно из легких он выходит обратно, превращаясь в углекислый газ.

Как правильно дышать при пении?

Уверена, что когда я попросила вас вдохнуть, у большинства поднялась грудная клетка или плечи. Это естественно для обычного человека, но дышать при пении так неправильно. И вот почему: когда мы, вдыхая, поднимаем плечи, воздух заполняет верх легких.

Посмотрите на картинку, легкие имеют треугольную форму, сверху они гораздо уже, чем снизу. А значит, количество воздуха, которое вы набрали в верхнюю часть, меньше.

Это как верхушка айсберга, где основной «массив» воздушного запаса остается «под водой», нетронутым и не замеченным. Таким поверхностным вдохом большинство людей привыкло пользоваться каждый день.

Когда мы наполняем воздухом верхнюю область груди, кажется, что воздушного запаса становится больше, но это заблуждение.

Чтобы петь красиво и свободно, важно научиться впускать воздух в нижнюю часть легких. Таким образом включается другой тип дыхания — нижнереберное, диафрагмальное, оно же дыхание «животом».

Для освоения нижнереберного дыхания не обязательно идти в школу вокала, вы можете заняться научиться дышать правильно при пении прямо сейчас! В блоге O VOCALE есть , которые вам помогут.

При чем здесь диафрагма, и как ей дышать?

Наверняка, вы не раз слышали о таинственной «диафрагме» и ее значительной роли в пении. Способны ли вы сказать, а лучше показать, где находится диафрагма и объяснить, зачем она нужна? Если появляется желание погуглить, я отвечу: диафрагма — это плотная мышца, которая поперек пересекает тело человека, разделяя его пополам.

У диафрагмы полно функций кроме разделения, она принимает участие в пищеварении, в кровоснабжении и в других процессах организма.

Для заинтересовавшихся, действительно, «Гугл» в помощь, а я предлагаю отыскать диафрагму у вас, и понять, какую задачу она выполняет в процессе певческого дыхания.

Найдите солнечное сплетение — там соединяются ребра, и коснитесь их краев снизу. Проведите пальцами по контуру ребер от солнечного сплетения до поясницы, где они примыкают к позвоночнику. Именно здесь, где вы прошли руками, к краям ребер крепится диафрагма.

Теперь сделаем вдох как можно ниже и глубже, чтобы нижние ребра расширились и разошлись в разные стороны. Напоминаю, грудь и плечи не поднимаются!

В этом и кроется весь секрет певческого дыхания.

В момент вдоха диафрагма следует за раздвигающимися нижними ребрами. Она опускается и удерживает их в широком состоянии. А при выдохе ребра сужаются и диафрагма возвращается в естественное приподнятое положение, напоминающее купол.

Data-medium-file="https://i2.wp..jpg?fit=300%2C162&ssl=1" data-large-file="https://i2.wp..jpg?.jpg" alt="физиология дыхания при пении, диафргама" width="742" height="401" srcset="https://i2.wp..jpg?resize=300%2C162&ssl=1 300w, https://i2.wp..jpg?resize=768%2C415&ssl=1 768w, https://i2.wp..jpg?resize=1024%2C553&ssl=1 1024w, https://i2.wp..jpg?w=1280&ssl=1 1280w, https://i2.wp..jpg?w=1920&ssl=1 1920w" sizes="(max-width: 640px) 100vw, 640px">

И наоборот: когда вы набираете воздух в верх груди, выключаете из работы диафрагму. При таком неверном вдохе ребра сужаются, а диафрагма поднимается куполом вверх, сокращается и не принимает участия в удержании выдоха.

Кажется, что воздуха много, но его не хватает. Вам хочется поскорее выдохнуть, сбросить набранный воздух, так как контролировать его без участия диафрагмы сложно.

Почему мы дышим животом во время пения?

Диафрагма не болтается в пустом пространстве, не существует сама по себе. Она крепко соединена с мышцами ребер и, разумеется, с мышцами брюшной полости. И когда вы раздвигаете ребра при вдохе, эти брюшные мышцы активно подключаются, и передняя стенка живота идет вперед. Поэтому создается иллюзия, что мы дышим животом во время пения.

Некоторым людям проще понять процесс вокального дыхания и отследить напряжение в диафрагме, надув мышцы живота. Знаявсе тонкости, описанные выше, мы смело можем сказать, что дышим животом, но без понимания физиологии эта фраза покажется непонятной.

Дыхание животом полезно для организма.

Глубокое диафрагмальное дыхание влияет на снятие стрессов и успокоения нервной системы. Недаром его используют многие практики по оздоровлению, например, йога и цигун.

К тому же при использовании нижних запасов легких, мозг интенсивнее насыщается кислородом, начинает четче работать, поднимается общий тонус и приходит бодрость.

Певческое дыхание кажется противоестественным, однако, оно знакомо каждому человеку с рождения!

Понаблюдайте за детьми и животными — они дышат животом. Обратите внимание на дыхание животом у кошки или собаки. Во сне, засыпая и расслабляясь, мы перестаем контролировать мышцы и переходим на нижнереберный тип вдоха!

Такое дыхание подходит не только певцам, но и работникам профессий, полноценно использующим голос: лекторам, учителям, ораторам, адвокатам. Связки утомляются меньше, если постигнуть основы нижнереберного дыхания.

Правильное певческое дыхание начинается с внимания.

Для новеньких учеников диафрагмальное дыхания становится настоящим открытием, когда они понимают, насколько объемным и глубоким может быть их вдох. У кого-то кружится голова от гипервентиляции мозга, потому что раньше они использовали лишь малые объемы дыхания, а сейчас «включили» дополнительные ресурсы, раскрыв легкие целиком. Это нормальная реакция.

Но еще более удивительной кажется мысль, что за своим дыханием во время можно следить! А я считаю, что не только можно, но и нужно. С внимания к себе и своему дыханию зарождается здоровое правильное пение, появляется красота голоса, и любовь к нему.

Дышите животом не только на уроке вокала один или два раза в неделю, но и в жизни, как делают все профессиональные вокалисты.

Сделайте диафрагмальное дыхание естественным: это первый и самый важный шаг в постановке голоса. Последите за ним несколько дней! Куда вы вдыхаете, сколько воздуха набираете и сколько выпускаете, какие мышцы включаются в процесс — при разговоре, перед сном, когда вы взволнованы, когда спокойны…

Поверьте, любой педагог будет в восторге, если перед приходом к нему на пробное занятие в школу вокала, вы освоите певческое дыхание, облегчив работу и ему, и себе. Вы сможете двигаться дальше для постижения тонких вокальных хитростей, не отвлекаясь на базовые вещи.

И помните, дышать правильно за вас никто не станет. Педагог лишь покажет, как это делать. А дальше все зависит от вас!

Так что начните прямо сейчас! Для этого на O VOCALE вы найдете несколько лайфхаков — .

Вам понравится:


Дыхание для артиста играет очень важную роль в работе. Начиная карьеру, артисту важно отработать правильное дыхание в вокале. Особенно часто интересуются начинающие исполнители упражнениями на правильное дыхание во время исполнения песен. Ведь многим, как правило, не хватает воздуха допеть ноты или свою песню до конца.

В обыденной жизни дыханию мало кто уделяет должное внимание. А ведь от того, как человек сделает вдох, зависит, какой звук он сможет произвести выдыхая.

Видео-обучение «Правильное дыхание в вокале»

Типы дыхания

Различают три типа дыхания. В разных вокальных методиках существуют свои рекомендации. Кто-то советует дышать только животом, кто-то только грудью. Некоторые преподаватели практикуют систему, объединяющую дыхание диафрагмой и грудной клеткой, рекомендуют подключать плечи.

Приступая к выполнению упражнений, заметим, что строгих указаний, как дышать, нет существует. Каждый находит сам свой «стиль» вдоха и выдоха, который обеспечивает успех выступления. Заметим только одно — при исполнении песни все должно работать гармонично.

Первое упражнение

Дыхание можно начать брать диафрагмой, затем – грудной клеткой и последний этап с подключением плеч. При этом наполнение легких воздухом идет снизу до верха. Исходя из сказанного, потренируемся набирать воздух:

  • сначала на 1/3 животом;
  • затем 1/3 объема воздуха набираем грудью;
  • остаточный объем набираем, подключая плечи.

Выдыхаем воздух в обратном порядке.

Снова повторяем вдох в той же последовательности, как и в первый раз, повторяем выдох. Таким способом даем своему подсознанию команду запомнить трехуровневый диапазон работы дыхания.

Потренируйтесь дышать в таком режиме до тех пор, пока это не станет естественным процессом.

Второе упражнение

Его суть – в работе с диафрагмой. Часто приходится делать опорный твердый сильный звук. Сила звука зависит не только от речевого аппарата, а еще и от силы и умения работать диафрагмой. Именно диафрагма помогает делать сильный выдох.

Чтобы потренировать диафрагму, выполним такое упражнение:

  • на звуке «у» делаем полный вдох животом;
  • резко выдыхаем на звуке «хо»;
  • упражнение повторяем 5-10 раз, в зависимости от того, как развито дыхание.

Третье упражнение:

  • складываем губы трубочкой на тоненькой разговорной букве «у»;
  • медленно-медленно набираем воздух через эту трубочку;
  • через такую же узкую трубочку выпускаем весь воздух.

Такое упражнение помогает развивать объем легких и тестирует легкие на выносливость при минимуме вдоха.

Упражнение способствует развитию управляемости дыхания при постоянном его контроле: вдох и выдох делаем спокойно, не торопясь и не рывками. Благодаря этому упражнению организм привыкает выдавать воздух в заданном объеме.

Если во время исполнения песни исполнителю не хватает дыхания или оно нестабильное, обрывчатое, его хватает только на какую-то часть текста, на короткое время, значит исполнитель делает ошибку. Вдох между словами делается неправильно и это отражается на дальнейшем исполнении. Поэтому исполнитель, контролируя пение, исполнитель должен следить и за тем, как дышит.

Совет новичкам: когда берете какой-то звук, обязательно делайте вдох во всех трех уровнях на звуке, с которого предстоит продолжить пение. Не оправдан вдох носом, голос будет отличаться от обычного.

Обратите внимание на свое дыхание, потренируйтесь, согласно рекомендациям и обратите внимание на разницу исполнения.

Если будете контролировать дыхание, пение значительно улучшится.

Больше половины начинающих вокалистов на пути своего развития замечают, что не могут двигаться дальше. Главная причина отсутствия прогресса в их обучение - недостаточное внимание к постановке правильной техники. Эта статья поможет новичкам разобраться, как научиться правильно дышать при пении.

Если вы уделяли достаточное количество времени упражнениям и уже в состоянии исполнять несложные композиции, но у вас не получается освоить более сложный материал, то наверняка причина в неправильно поставленном дыхании.

Правильное дыхание при пении является основой вокальной опоры, а без нее невозможно качественное исполнение сложных партий.

Виды дыхания

Если вы собираетесь научиться, как дышать при пении, важно различать виды дыхания. Оно может быть:

  • Ключичное - то есть верхней часть тела. Если вы чувствуете, что во время пения у вас поднимаются плечи - вы используете именно его, а это в корне неправильно.
  • Грудное. Присущее среднестатистическому здоровому человеку. Интересный факт: во сне женщины всегда дышат именно так.
  • Диафрагменное или брюшное. Именно оно считается правильным дыханием для вокала. При нем используется диафрагма и мышцы брюшного пресса.

Как узнать правильное дыхание

Следует проанализировать то, как вы дышите во время исполнения песни. Если воздух идет через грудь или при вдохе поднимаются плечи - вы делаете неправильно. Правильно брать дыхание при пении - значит двигать только мышцами живота.

Профессиональные педагоги, занимающиеся постановкой дыхания отличают правильную технику по нескольким показателям:

  1. Исполнитель может долго тянуть одну ноту. Главный показатель неправильного исполнения - неспособность певца достаточно долго удержать длинную ноту. Если дыхание поставлено неправильно или не поставлено вовсе, то певцу банально не хватит воздуха. Как следствие: фальшь, потеря тембра и яркости исполнения.
  2. Фразы не прерываются на середине. Один из показателей правильного певческого исполнения - способность вокалиста пропеть фразу на одном выдохе. Если певец начинает брать воздух в середине строчки песни, то вся фраза может потерять не только смысл, но и эмоциональный окрас.
  3. Голос раскрывается до конца. Если педагог слышит, что вокал исполнителя не звучит в полную силу, наверняка дело в неправильном вдохе. Без поставленной техники невозможно даже определить тембр голоса вокалиста.
  4. При исполнении у вокалиста не поднимаются плечи. Как уже было сказано, это - главный показатель того, что певец использует диафрагму, следовательно исполнение не страдает.
  5. Отсутствие болей в горле. Певцы, у которых не работает диафрагма, стараются придать силу голосу с помощью горла, что очень вредит связкам и приводит к возникновению болевых ощущений. При правильно поставленной технике болевые ощущения не возникают.
  6. Мягкое исполнение. Главный показатель неправильного исполнения - резкий и местами неприятный голос исполнителя. Диафрагменное исполнение дает возможность управлять собственным голосом и правильно добиваться максимально приятного звучания.

Как дышать диафрагмой при пении

Для того, чтобы научиться как дышать животом при пении достаточно исполнять ежедневно простое упражнение:

  1. Примите лежачее положение;
  2. Расположите руки на боку, направив большие пальцы в центр живота;
  3. При вдохе и выдохе старайтесь использовать исключительно мышцы живота.

После нескольких дней, старайтесь постоянно дышать, используя диафрагму.

Укрепление дыхательных мышц: как правильно брать дыхание при пении

Научиться как правильно брать дыхание при пении лучше всего с помощью профессионального педагога. Но если вы решили освоить эту науку самостоятельно, то вот несколько несложных упражнений:

  1. Погончики. Смысл упражнения в том, чтобы сделать подряд 8 глубоких вдохов через нос. Затем перерыв на 3-5 секунд. Повторяем 12 раз.
  2. Ладошки. Делаем по 4 крупных вдоха носом, а выдыхаем бесшумно через рот. Каждые 4 вдоха делаем перерыв на 5 секунд. Повторяем 24 раза.
  3. Глубокий вдох. Набираем полный живот воздуха и стараемся медленно выпускать воздух через рот, параллельно пытаясь прочувствовать напряжение диафрагмы. Делаем 3 подхода по 15 раз с небольшим перерывом.
  4. Резкий вдох. Смысл этого упражнения в том, чтобы резко набрать полную грудь воздуха и также резко его выпустить Выполняется ежедневно по 10-12 раз.

Профессиональное обучение дыханию и пению

Все эти упражнения простые, освоить их можно легко. Но со стороны увидеть какие-то недочеты или ошибки – невозможно. Только профессиональный педагог, занимающийся обучением вокалу, сможет подобрать индивидуальную программу обучения. Преподаватель музыкальной школы «АртВокал» проконсультирует вас бесплатно – заполните форму заявки или свяжитесь с нами по контактным данным.

Знаете ли вы, что способ, каким вы регулярно дышите, сильно влияет на тело и жизненно важные функции? Дыхание не по правильным шаблонам нарушает сон и настроение, пищеварение, работу сердца и нервной системы, мышц, мозга и даже развитие зубов. Если же изучить несложные правила того, как правильно дышать, возможно, получить массу преимуществ. Это поможет добавить вам энергии, улучшить здоровье, уменьшить состояние беспокойства и страха, сделать жизнь счастливее и усовершенствовать развитие органов дыхания. Ответ на эти проблемы – осознанное дыхание.

Итак, что такое дыхание по правильным шаблонам? Простыми словами, это такой вид дыхания, который является физиологически оптимальным для тела. Это способ, которым человек должен дышать, только никто этому не учит (поэтому учитесь самостоятельно, смотрите видео по теме).

Большинство из нас дышат способом, который еще нужно совершенствовать. Это учащенное дыхание, задержка дыхания и/или поверхностное дыхание. Эти дыхательные модели вредны для организма и приводят к нехватке кислорода и энергии. Правильное дыхание характеризуется отсутствием таких проблем или незначительным проявлением.

Чтобы устранить эти проблемы, осознавайте способы, которыми вы дышите, и измените привычный способ дыхания. Итак, почему это важно для здоровья? Ответ – далее.

Последствия неправильного дыхания

Неправильные дыхательные привычки приводят ко множеству неожиданных негативных последствий для здоровья и благополучия. Вот некоторые из них:

  • Нервная система становится несбалансированной - дыхание важно для поддержания хорошего самочувствия, потому что каждый вдох производит непосредственное воздействие на нервную систему.
  • Дыхательные пути ставятся жестче, что осложняет проход воздуха из легких. Чтобы компенсировать это, мы работаем больше и дышим быстрее, чтобы сделать ту же самую работу, что и раньше. Если есть нейроинфекция спины, может даже появиться боль во время вдоха. Также становится труднее читать вслух.
  • Кровеносные сосуды сужаются, что приводит к повышению кровяного давления и, в свою очередь, заставляет сердце работать усерднее.
  • Вырабатывается меньше энергии. Плохое дыхание уменьшает способность организма доставлять кислород к клеткам. Клетки получают стресс и своей целью ставят выживание, а не развитие. В интернете есть много видео, которые содержат ответ на эти проблемы.

Каждый процесс в организме зависит от кислорода. Некоторые из самых интенсивных рабочих органов это:

  • Мозг. Использует 20% кислорода, который мы потребляем. Когда кислорода недостаточно, мозг будет работать медленнее, и так как он регулирует много других функций в организме, которые тоже затрагиваются.
  • Сердце, совершающее 100 000 ударов в день, является большим потребителем кислорода, и дефицит поставок означает, что сердце откачивает кровь уже не так эффективно. Это приводит к плохой циркуляции, и результатом могут быть холодные руки и ноги.
  • Мышцы. Когда кислорода не хватает, это оказывает негативное влияние на выносливость, так как мышцы становятся жесткими, напряженными и устают быстрее.

5 простых принципов правильного дыхания

В полезных видео говорится о расслабленном и спокойном дыхании. Как сделать около 25 000 вдохов, которые вы делаете каждый день, расслабленными и гармоничными? Ответ прост – сделать это можно, соблюдая несложные правила:

  1. Дышите через нос

Дыхание должно входить и выходить через нос. Когда вы дышите через рот, легкие получают гораздо больше «нефильтрованного» воздуха, сырого, холодного, сухого и полного вирусов и бактерий.

  1. Дышите с диафрагмой

Воздух, вдыхаемый через нос, должен оказаться в вашем животе. Дыхательные мышцы состоят из диафрагмы и мышц в области живота, груди, шеи и плеч. 70–80% вдоха должно быть сделано с помощью диафрагмы, так ваше дыхание будет глубоким. Если вы будете дышать животом, а не грудью, такое дыхание принесет ряд преимуществ.

  1. Дышите расслабленно

Независимо от того, что мы планируем сделать, мы делаем это лучше, если мы расслаблены. Взяв под контроль дыхание, тело расслабляется, что приводит к улучшению функционирования. Посмотрите видео с расслабляющей музыкой или послушайте звуки природы, чтобы успокоиться и расслабить дыхание.

  1. Дышите ритмично

Все имеет естественный ритм – волны океана, времена года, луна. Тело ничем не отличается. Ритм сердца измеряется в электрокардиограмме, а мозга - в ЭЭГ. Гормоны в организме следуют нашему естественному ритму. Как пример - мелатонин, который выделяется, когда мы идем спать. Чтобы дышать правильно, тоже соблюдайте определенный ритм.

  1. Дышите тихо

Кашель, храп, сопение создают лишние шумы и мешают равномерному дыханию, и оно становится прерывистым. Избавляйтесь от этих проявлений дыхания, лишних звуков при разговоре. Попробуйте потренироваться: читать вслух или посмотрите об это видео.

Правильное дыхание во время тренировок

В основном мы не задумываемся о том, как правильно дышать в повседневной жизни в отличие от спортсменов. Правильное дыхание играет важную роль во время тренировок и позволяет добиться хороших результатов. В интернете можно найти множество видеотренировок о значение правильного дыхания в спорте.

Во время физических упражнений: бега, ходьбы или езды на велосипеде не забывайте глубоко дышать. В это время организм испытывает стресс и ему требуется больше кислорода.

Постановка дыхания меняется в зависимости от выполняемых упражнений:

  • Упражнения на силу. При выполнении таких физических упражнений, вдох должен происходить в тот момент, когда вы расслаблены, а выдох при нагрузке. К примеру, если вы делаете жим штанги лежа, то вдох вы должны делать, когда штанга находиться на груди, а выдох при толчке штанги от груди. Следует учитывать, что если во время выполнения упражнения у вас не получается дышать по правилам и вы задерживаете дыхание, значит это слишком большая нагрузка для вашего тела.
  • Растяжка. Дыхание во время тренировок на гибкость строится по такому принципу: вдох делается тогда, когда ваша грудная клетка полностью распрямлена, а выдох в согнутом положении тела. Если, к примеру, взять наклоны, то вдох делается, когда вы выпрямлены, а выдох когда согнулись.
  • Плавание. Здесь все проще и в то же время интересней. Дыхание зависит напрямую от стиля плавания. Если плывете брасом – вдыхаете, когда голова находится над водой, если кролем – вдыхаете, когда голова повернута в сторону. Выдыхаете только во время движения и делаете это в воду.

Правильное дыхание во время пения

Эффективное дыхание во время пения - это сочетание правильной осанки и умелых вдохов и выдохов. Когда вы поете, помните о важности осанки, правильная постановка и поза позволяет сделать полный вдох. Если вы сутулитесь или вы слишком напряжены, диафрагма блокируется грудью и не позволяет нормально дышать во время пения. Если ваше дыхание и поза, в которой вы находитесь, будут работать вместе, как команда, вы можете улучшить свое пение.

Еще одним пунктом, когда идет постановка голоса, является правильное фонационное дыхание. Это выдох воздуха с одновременным произнесением звуков при разговоре. Иными словами, это важнейшая часть пения.

При быстром выдохе теряется фонационное дыхание, поэтому стоит тренироваться выдыхать медленно и умеренно, чтобы использовать выдох настолько, насколько это возможно.

Для развития дыхания при пении старайтесь читать вслух, проверяйте каждое движение грудной клетки при выполнении этого упражнения. Посмотрите видео о том, как нужно правильно читать вслух.

Итак, правильное дыхание имеет значение не только в повседневной жизни, но и в некоторых специфических сферах деятельности, например, при пении и выполнении упражнений. Ключ к правильному дыханию лежит в соблюдении нескольких правил осознанного дыхания. Чтобы довести до автоматизма процесс вдоха и выдоха и получить результат необходимо уделять этому время и силы.

Певческое дыхание… Тем, кто серьезно интересовался и интересуется различными техническими аспектами пения, думаю, не раз приходилось натыкаться во многих источниках на разнообразную информацию, связанную с этим, поистине фундаментальным понятием.

Поскольку певческое дыхание, действительно, играет в вокале исключительную роль, ничего удивительного в этом нет. Однако, как любой другой основополагающий фактор, певческое дыхание – плод непрекращающихся споров и рассуждений. Далеко не все авторы текстов едины в своем мнении о том, каким же оно должно быть. За исключением оценки важности его роли в целом, конечно.

Я постараюсь в двух статьях рассказать более-менее популярным языком об этом необходимом для любого вокалиста аспекте техники. По традиции сайта постараюсь избегать излишне «эмоционально-выспренних» словосочетаний и выражений. Давайте подойдем к делу с точки зрения логики процесса.

*****

Чем, собственно, певческое дыхание отличается от обыкновенного? От каждодневного и ежесекундного, начинающегося с первым вдохом младенца и заканчивающегося последним выдохом на «смертном одре»? А если точнее, то чем оно ДОЛЖНО отличаться?

Сказать: «Ничем!» , нельзя, определенные отличия все же есть, и они нужны, но вот только О-О-ОЧЕНЬ часто мы слышим и читаем, что дыхание певца – это особенный «мир», супер навык, сложнейшая техника, требующая кардинальной перестройки чуть ли не всего организма… Не умеешь дышать правильно, значит, хорошо петь никогда не научишься – вот такой «знак равенства» автоматически устанавливается огромным количеством вокальных педагогов.

Но что значит «дышать правильно»?

*****

Функционально система дыхания человека великолепно адаптирована природой к реалиям жизни. Мы дышим во сне по-своему, при физических нагрузках иначе, в загрязненной среде третьим способом, при разговоре четвертым… И ведь никто не задумывается при этом, что он как-то «неправильно» дышит! Воздуха хватает, никто не задыхается (за исключением, конечно, людей, у которых с органами дыхания какие-то проблемы, болезни).

А при пении, значит, должен существовать некий «вид» этой функции, какой-нибудь пятый или десятый способ? А мозг, следовательно, все эти способы должен учитывать и «переключать», (усилием сознания, воли) дыхание в певческое в нужный момент? А не слишком ли это сложно, если посмотреть на всю картину в целом?

Все, без исключения, авторы различных работ о вокале в один голос утверждают, что при пении процесс дыхания должен быть естественным. А НЕ ИСКУССТВЕНЫМ! Но если вырабатывать новый, не свойственный человеку по жизни навык, то иначе, как «искусственный», его назвать нельзя.

Правда, возможно возражение – сначала это будет искусственный навык, тот, о котором нужно постоянно или периодически задумываться и контролировать, а потом он перейдет в навык естественный, в постоянную привычку, которая реализуется бессознательно. Как работа над музыкальным слухом. Сначала – каждую ноту «ловишь», а потом попадаешь, уже не задумываясь, просто не можешь «не попасть».

Именно такой подход к вопросу превалирует на данный момент в работе подавляющего большинства российских вокальных педагогов (не всех, конечно). Но единственно верным он не является. Более того, в иных мировых школах вокала такой подход считается кардинально неверным. А судя по количеству прекрасно поющих людей в западных странах, которым никогда не «ставили дыхание», наверное, стоит прислушаться к соответствующим выводам…

*****

С точки зрения процесса дыхание подразделяют на три вида – ключичное («верхнее» или костальное), грудо-брюшное («смешанное», косто-абдоминальное) и брюшное («нижнее» или абдоминальное). Есть и промежуточные типы, но статья – не диссертация, этими видами принципиально описывается ВСЯ палитра, поскольку в реальности картина выглядит так -

«В вокальной педагогике часто говорится о трех типах дыхания певца: верхнегрудном, грудобрюшном (среднем) и нижнебрюшном. Следует, однако, заметить, что в чи­стом виде эти типы дыхательных движений не суще­ствуют, так как при дыхании певца всегда колеблются все участки тела. В то же время замечено, что у хороших певцов движения в области верхней части грудной клетки минимальны при хорошей подвижности в средней части туловища и низа живота. У неопытных певцов как раз наоборот: преобладает верхнегрудное дыхание при слабой подвижности нижней части грудной клетки и живота. По­скольку при верхнегрудном типе дыхания поднимается весь плечевой пояс, то этот тип дыхания нередко име­нуется «ключичным» или «плечевым».

В.П.Морозов «Тайны вокальной речи»

Возможно, вы уже догадались, что, как правило, наши вокальные педагоги учат студента с первых шагов дыханию «нижнему», то есть абдоминальному. Соответствует этому типу сентенция «дышать диафрагмой», а по простому – «дышать так, чтобы живот надувался», «дышать животом».

На самом-то деле дышать, НЕ ИСПОЛЬЗУЯ ДИАФРАГМУ , невозможно, поскольку эта мышца ВСЕГДА задействована в акте дыхания. Но тогда странно, не правда ли, что разговор идет о каких-то «типах дыхания»? Если всегда работает диафрагма, то какие могут быть типы-то? Он один, по идее…

Э-э-э…нет!

*****

Диафрагма работает всегда, но все дело в том, КАК и НАСКОЛЬКО она работает, а также, КТО ЕЩЕ в эту работу включается! Как раз, и в пении, и в речи основные усилия по увеличению объема легких при вдохе производятся межрёберными мышцами, а вовсе не диафрагмой! Наука различает «внешнее» и «внутреннее» дыхание. Так вот к мускулатуре, ответственной за дыхание внутреннее, относят диафрагму и гладкие мышцы в стенках бронхов и бронхиол, а дыхание внешнее (заметное на глаз) производится при помощи межреберных мышц (и некоторых других).

Наш внутренний «парашют» (диафрагма) - довольно сложная тонкая мускулатура, движения которой могут быть вариативными в зависимости от включения в процесс и других «участников» тоже. И даже независимыми. Еще в 50-х годах учеными был замечен факт, который они потом назвали «парадоксом дыхания».

По простому, если петь (или даже говорить) А-И или И-А , пре переходе от одной гласной к другой движения диафрагмы наблюдаются в противофазе. То есть на И мышца работает «на выдох», как ей и положено, а вот на А , хотя фонация не прекращается, вдруг начинает работать «на вдох»!

Наука объясняет этот эффект тем, что таким образом организм регулирует подсвязочное давление, поскольку более «импедансная» И требует для обеспечения той же силы и громкости голоса большего воздушного давления, чем А . Так что диафрагма может совсем не подчиняться воле человека, и какие движения она совершает в тот или иной момент мы все равно никогда не поймем.

При самом «вредном» для вокалиста ключичном дыхании, диафрагма колышется лишь едва, легкие расширяются мало, воздух набирается в верхние отделы. Но вот работа-то по расширению легких, «внешнее дыхание», опять же, не диафрагмой осуществляется, а, главным образом, верхними рёбрами, что можно увидеть по заметному подъему плеч и верхней части груди.

А при дыхании брюшном (живот вперед) легкие увеличиваются так, что наполняются воздухом «под завязку». Причем, главным образом, отделы нижние. При этом сам воздух стремится как можно быстрее «выскочить наружу», так его много накопилось при вдохе (см. статью «Как правильно петь? Вокальная опора»). Обратите внимание – при таком дыхании НЕ РАБОТАЮТ РЁБРА! Ну или почти не работают…

Что же происходит? Образуется неправильная певческая установка! Вот что пишет об этом профессор Морозов:

«...фиксация дыхательного аппарата в состоянии вдоха у хороших певцов происходит не в фазе максимального вдоха, как у неопытных певцов, а скорее в фазе оптимального, очень умеренного вдоха. Удержать стенки грудной клетки от спадения, а следовательно, и сэкономить расход воздуха в этом положении несравненно легче, что и наблюдается у хороших певцов. Этой особенностью дыхания опытных певцов, по-видимому, объясняется незаметность их дыхания для посто­роннего взгляда. Понаблюдайте за хорошим певцом на сцене: вы не увидите никаких чрезмерных и резких ды­хательных движений. Певец как будто бы «не дышит», хотя голос его льется непрерывной струей. Вместе с тем дыхание неопытного певца легко обнаружить простым глазом: плечи у него высоко поднимаются при каждом вдохе. Недаром в вокальной педагогике подобные дыха­тельные движения плечей считаются признаком заведомо-неправильного дыхания. »

Итак, «вредно» вокалисту ключичное певческое дыхание, и только, почему же тогда все как один начинают с «живота»? Даже именитые вокальные педагоги, в том числе и классики-академисты? Да потому что привычка - вторая натура. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «В действительности все совершенно иначе, чем на самом деле».

*****

Учеными уже давно выяснено (и российскими, в том числе), что наиболее естественное дыхание, то есть то, которое свойственно нам по жизни, это средний вид – косто-абдоминальный. Его еще называют «нижнерёберно-диафрагматический», хоть это словосочетание и сложно прочитать с первого раза.

В данном случае в работу включается не столько «живот», сколько нижние рёбра, «раздвигающие» легкие, помогая диафрагме. Точнее, включаются соответствующие мышцы, которые и управляют этими ребрами, их движением.

Обратите внимание и на себя, и на своих друзей/близких, разве при разговоре у вас/них все время выпячивается живот при каждом вдохе? Да, когда человек делает глубокий вдох, вполне вероятно, что у многих можно наблюдать «невооруженным глазом» движение живота, хоть и редко. Но это когда глубокий вдох! И какова при этом пауза в разговоре? А так много вдохнув, люди могут что-нибудь говорить, предварительно не выдохнув часть набранного воздуха? Вот понаблюдайте…

Продолжим в СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ...

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

© 2024 Спортивный портал