Вкусная гимнастика для язычка маленьким любителям сладкого. Нетрадиционная артикуляционная гимнастика Нетрадиционные артикуляционные упражнения для дошкольников
Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика - это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Я вам отвечаю - весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
- «Держи крепче»
Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку) на языке, языком на губе, на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.
- «Бусинки»
Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.
- «Сладкий футбол»
Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.
- «Вкусное варенье»
Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.
- «Ах, как вкусно»
Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки
- «Рыбалка»
Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык - это удочка, а крошки - это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.
- «Красивое печенье»
- «Кто дальше?», «Попади в блюдце»
Сплевывание с кончика языка изюма, гороха, кукурузы и т.д.
- «Тьфу»
На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно - тьфу.
- «Хомячок» (во время купания)
Ребёнок набирает в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.
- «Зубная фея»
Чистим зубной щёткой зубы, массируем язык, щёки»
- «Жевательная резинка»
Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции.
- «Жевательная конфета»
Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.
- «Яблочко»
Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.
- «Чашечка»
Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 - 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.
- Упражнения с крупной бусинкой
Диаметр бусинки 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в бусинке и завязана на узел.
1. Двигать бусинку по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать бусинку по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз бусинка падает произвольно).
3. Толкать языком бусинку вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык - "чашечка", цель: поймать бусинку в "чашечку".
5. Ловить бусинку губами, с силой выталкивать, "выплевывая" ее.
6. Поймать бусинку губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать бусинку от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с бусинкой во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Бусинку с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать. Бусинка должна быть строго индивидуальной.
- Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 5 -10 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 5 -10 раз.
3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 5 -10 раз.
- Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.
1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.
2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.
4. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
5. В отличие от упражнения 4, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 4.
- «Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом)
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс -отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звука ми (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, трудной клетки.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й) и заднеязычные (к, г, х).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке й и мягких согласных).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м н, н ‘ Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м’ н, н’).
Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.
Методические указания к проведению гимнастики
Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами та кой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется воспитание движений собственно звукопроизносиельных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения . Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
В дополнениек общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционныеупражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции удетей.
Упражнения с шариком
Диаметршарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие вшарике и завязана на узел.
1. Двигатьшарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языкомвправо-влево.
2. Двигатьшарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкатьязыком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык - «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».
5. Ловитьшарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
6. Пойматьшарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки кщеке.
7.Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание.Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой послекаждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушиватьсалфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
Упражнения с ложкой
1. Чайнуюложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторонуложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкатьложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, ноподталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык - «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчкаминадавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложкуперед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам исовершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Губырастянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движениявокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
8. Взять почайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движенияпо щекам снизу вверх и сверху вниз.
9. Круговыедвижения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10.Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от угловрастянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Упражнения для языка сводой
«Не расплескай воду»
1. Язык в форме глубокого «ковша» снебольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом)сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд.Повторять 10 - 15 раз.
2.«Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта,удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется10 раз.
3.«Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад.Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для губ и языка и челюстей сбинтом
Бинтразового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5см.
1. Сомкнутыеи растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащитьбинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.
2.Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом,то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
3. Зажатыйгубами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем,наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.
4. В отличиеот упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а переднимизубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколькосекунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.
5. Бинтзакусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно толевыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
6. Бинт ковсей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в формеширокого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт.Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолеваясопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
7. В отличиеот упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом»(«лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхнейгубы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, какупражнения 1, 6.
8. Бинткрепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком вформе «лопатки» («блинчика»).
Упражнениядля развития дыхания детей с нарушениями речи
Правильноедыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - этоэнергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение,артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработатьдиафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильноераспределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательныемышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийскойгимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работесердечно-сосудистой системы.
Регулярныезанятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевогодыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздухадля произнесения различных по длине отрезков.
1. Передпроведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении,проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
4.Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягалисьмышцы рук, шеи, груди.
Упражнения дыхательной гимнастики
1. Снег.
Ребенкупредлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратитьобычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегкавытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щеки.
2. Кораблики.
Наполнитетаз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу,например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальшеуплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от«киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. Футбол.
Соорудите изконструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга илилюбой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дутьна шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть вигру «Кто быстрее».
4. Буль-бульки.
Возьмите двапластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев,а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в«буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик,где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобыне пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно,много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов.Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенкуподуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
5. Волшебные пузырьки.
Предложитеребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри,если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайтепузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри,чтобы они не попали в него.
6. Дудочка.
Предложитеребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянногопузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода,духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончикязыка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
7. Губная гармошка.
Предложитеребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом вашазадача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание намелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал внее же.
8. Цветочный магазин.
Предложитеребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобывыбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использоватьдля этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резкихзапахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
9. Свеча.
Купитебольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и проситеребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужномедленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можноподнести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
10. Косари.
Этоупражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делаетсявдох и «отведение косы» в сторону, на сильную - выдох и «взмахкосой».
может кому будет полезна!)))))
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых - будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,- глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения - с воспитателем и родителями.
Подписи к слайдам:
« Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения. (традиционные и нетрадиционные формы)» Автор составитель: Учитель – логопед МБ ДОУ «Золотой ключик» сл. Большая Мартыновка Ветрова Марина Владимировна
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков
По количеству участников в ходе выполнения упражнений По роли ребенка в процессе выполнения упражнений Фронтальная Пассивная Подгрупповая Пассивно-активная Индивидуальная Активная
Предварительный просмотр:
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд
Требования к проведению артикуляционной гимнастики Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза. Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает выполнение упражнения. Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Упражнения для губ «Улыбка»- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «Трубочка» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперед. «Бублик», «Рупор» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. «Трубочка», «Бублик», «Улыбка», «Хоботок» - Чередование положений губ. «Кролик» - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ « Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. «Пятачок ». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. «Рыбки разговаривают ». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). « Недовольная лошадка ». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Упражнения для губ и щек Покусывание, похлопывание и растирание щек. « Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. « Голодный хомячок.» Втянуть щеки. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка. « Лопаточка ». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «Чашечка ». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, не касаются зубов. «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»).Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. « Грибок ». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка. « Часики ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. « Качели ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. « Почистить зубы ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. « Лошадка ». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. « Маляр ». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом; «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку; «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на « два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. .
Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики « Биоэнергопластика »; « Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика); Встречи с героями «Весёлых полянок» ; Использование дидактической куклы Кваки; Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»; Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация); Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов « Звукознайкин и все-все-все» ; Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек - помогалочек »;
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики Упражнения с шариком (Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.) Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно). Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
Упражнения с ложкой Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
Упражнения для языка с водой " Не расплескай воду" Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз. "Язык-ковш " с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз. "Язык-ковш ", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом (Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.) Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").
« Биоэнергопластика » включает в себя три базовых понятия: био - человек как биологический объект; энергия - сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика - связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики.
“ Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо. “ Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз “ Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз. “ Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки ”
“Иголочка ” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед. “Заборчик” - пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. “ Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
« Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика) Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.
«Капуста» Текст произносит взрослый Движения или статичная поза Рук Губ и языка Мы капусту рубим, рубим, Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д» Мы капусту трём, трём, Трём кулаки друг о друга Щёлкать язычком «Лошадки» Мы капусту солим, солим, Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык Мы капусту жмём, жмём С силой сжимать и разжимать кулачки рук Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке А потом мы капусту в рот кладём- Ам! Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки Имитируем процесс жевания с закрытым ртом.
Встречи с героями Веселых полянок (комплексы упражнений для развития движений органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые стихами, рассказами).
Использование дидактической куклы « Кваки ».
Спасибо за внимание.
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел. 1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево. 2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно). 3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально. 4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку". 5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его. 6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке. 7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку. Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой. 2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз. 3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть. 4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. 5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. 6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки. 7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки. 8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. 9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). 10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз. 2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз. 3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см. 1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд. 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз. 3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз. 4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз. 5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз. 6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз. 7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6. 8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").