Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Взаимодействие инструктора по плаванию с воспитателями. Взаимодействие в работе учителя-логопеда и инструктора по плаванию. Физкультурная форма для детского сада

инструктор по физической культуре (плавание)

Гулина Марина Валерьевна (воспитатель)

Свердловская область

Г.Ревда МКДОУ № 50

Пояснительная записка.

Физическое развитие детей дошкольного возраста является основой разностороннего развития.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровьесбережения, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по плаванию.

Как показывает практика, многие воспитатели не придают значения тому что они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по плаванию зависит конечный результат и достижение таких целей как: воспитание воли, целеустремлённости, воспитание чувства товарищества, выдержки, воспитание сознательной дисциплины, организованности, воспитание уверенности в своих силах.

Взаимодействие инструктора по физической культуре (плавание) и воспитателя для достижения воспитательных целей в дошкольном учреждении.

Взаимодействие инструктора по плаванию и воспитателя имеет три направления.

1.Помощь воспитателя в организации занятий.

Воспитатель готовит детей к занятиям по плаванию, следит за наличием принадлежностей для занятий по плаванию, объясняет, как правильно одеваться и складывать одежду, что взять с собой, рассказывает, сколько интересного будет во время занятия и сколько удовольствия они получат от купания, просит проверить вещи и ни чего не забыть.

Помогая детям принимать гигиенические процедуры воспитатель воспитывает в них уважительное отношение к чистоте, навыки самообслуживания, уважения к друг другу, оказывать помощь товарищу.

Ведёт беседы о пользе занятий.

2.Поддержка психологически комфортной среды для воспитания личностных качеств.

Также воспитатель проводит имитационные упражнения в группе. Ряд упражнений, которые разрабатывают два педагога: воспитатель и инструктор по плаванию.

Разминки с использованием упражнений "Мельница"(попеременные круговые движения прямыми руками), "Мотор(попеременные движения ног, из положения лёжа на полу, махи прямыми ногами, вверх, вниз)", "Прыжки с приседаниями по сигналу", "Рачки"(ходьба в полуприсяде руки между ног),

Чтобы ребенок заходя в бассейн был подготовлен заранее не только физически, но и морально. Ведь ребенок, который преодолел страх перед водой, начинает уверенно чувствовать себя в коллективе. Огромная радость и счастье светятся в его глазах, когда он начинает понимать, что преодолел свой страх, стал сильнее и увереннее в себе. Сразу появляется огромное желание плавать и плавать. Это и есть цель к которой мы стремимся.

Инструктор по плаванию во время занятий воспитывает такие качества как воспитание выдержки, воспитание уверенности в своих силах, смелости, воспитание нравственно волевых чёрт личности (сдержанности, дисциплинированности, честности), воспитание настойчивости в достижении цели, честности. Добиваюсь я этого помогая ребёнку преодолеть страх водобоязни, заинтересовывая его, мотивируя на дальнейшие результаты и личные победы.

3.Взаимодействие с родителями.

Мотивация детей, побуждение прийти на занятия, повышать интерес детей, проводить беседы с родителями тех детей, которые ещё не решились в серьёз заняться оздоровлением своего ребёнка. Для решения поставленных задач было организовано:

    Родительское собрание, на котором родители могли ознакомиться с поставленными задачами и условиями проведения занятий в бассейне;

    Оформлены стенды и папки-передвижки;

В папке-передвижке представлена информация для родителей о пользе плавания для организма ребенка и упражнения, которые можно выполнять дома в ванной.

Инструктор по плаванию подобрала упражнения не требующие специальной подготовки, простые в выполнении.

Такие как:

Поочерёдное погружение (сначала погрузить в воду подбородок, затем сделать вдох нос, после погружение по уровень глаз, наконец с головой)

"Вода кипит"(выдох в воду, через рот) выполняется 4-5 раз

"Смотри на пузыри"(выдох в воду через нос с открытыми глазами под водой)

"Споём рыбкам песенку"(выдох в воду с произнесением звуков: "у", "а", "ж".

"Бегемотики" (короткие чередующиеся выдохи в воду, через нос, через рот)

"Сдуй" (дуть на нетонущий предмет так чтобы он передвигался по поверхности воды, без касания руками)

"Что там под водой" (рассматривание под водой предметов и частей тела)

Занятия в воде воспитывают развитие гибкости, командные отношения, целеустремлённость, сообразительность.

Во время занятий ребёнок, когда погружался под воду, собирал со дна детского бассейна, предметы заинтересовался, почему люди не могут дышать под водой?

Задал вопрос инструктору по плаванию, на что я с готовностью откликнулась и предложила ему провести исследование в этой области работа оказалась плодотворной и интересной, с данным проектом мы выступили на конференции "Мудрый совёнок" , и вошли в число призёров.

В группе с детьми мы собирали коллекцию игрушек от киндер – сюрприза.

Дети попросили инструктора придумать как использовать эти игрушки во время занятий в бассейне. Оказалось они являются хорошим тренажером для пальчиков, бросаем их на дно и «спасаем», вылавливая. Такое занятие имеет свое название «Морские сокровища» Очень полезная и увлекательная игра.

Так родился наш проект.

Игрушки от киндер – сюрприза.

Данный проект дал нам понять, что шоколадные яйца с игрушками - гениальная придумка. Самое главное для детей не столько полакомиться шоколадом, сколько поскорее узнать, что же находится внутри на этот раз. А внутри находится очень полезные игрушки. Мы их используем как дидактический материал в настольных, режиссерских, театральных играх, играх-импровизациях, конструируем парки аттракционов для игрушек-малышей, тем самым тренируем мелкую моторику.

Исходя из всего выше сказанного приходим к выводу что на занятия по плаванию воспитывают огромное множество качеств позволяющих вырастить крепкого физически развитого закаленного сильного и смелого человека и добиться наилучшего результата мы сможем если приложим усилия все вместе.

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.

По статистическим данным только 10 процентов новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми.

Необходимость широкого коррекционно-оздоровительного воздействия обусловлена не только недоразвитием компонентов речи, но и наличием вторичных (неречевых) отклонений здоровья.

В настоящее время большое распространение получает , где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач.

Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Неречевая симптоматика детей с ОНР:

1. Поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования.

2. Повышенный мышечный тонус, спастичность и недостаточная амплитуда движений при выполнении упражнений;

3. Нарушение координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела, в том числе .

4. Недостаточность понимания речевых инструкций, а значит, затрудненность коммуникативной функции, что создает дополнительные трудности в усвоении учебного материала, т.к. отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз.

5. Низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, что отрицательно сказывается на решении образовательных задач;

Одним из путей комплексного решения имеющихся проблем в свете здорорвьесберегающих технологий работы мы увидели в установлении взаимодействия в работе учителя-логопеда и инструктора по плаванию .

Актуальность использования данного направления работы заключается в том, что плавание способствует:

Повышению двигательной активности детей;
- разнообразию закаливающих процедур;
- усилению оздоровительной направленности учебного процесса;
- улучшению функциональных возможностей нервной системы;
- снятию нервного напряжения и укреплению общего тонуса организма;
- развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз- рука».

Тактильный контакт с водой, осуществляемый в процессе выполнения упражнений позволяет ощутить сопротивление воды и способствует:

Усвоению ;
- развитию чувства ритма, силы голоса, интонационной выразительности речи;
- формированию физиологического и речевого дыхания.

Общеизвестно, что плавание оказывает укрепляющее воздействие на детский организм, а безопорное положение туловища благотворно влияет на процесс расслабления. Важным является и температурное воздействие водной среды. Теплая вода снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.

Осуществление взаимосвязи в комплексном решении коррекционных задач возможно при создании единого творческого коллектива единомышленников, основными задачами которого является:

Повышение профессионального уровня всех специалистов;
- организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное, физическое развитие ребенка;
- разработка и внедрение календарно-тематического плана, построенного на блочном лексическом планировании.

Взаимодействие между специалистами осуществляется в нескольких направлениях:

1. Организация совместного планирования работы, обсуждение динамики развития детей на еженедельных консультациях.

2. Внедрение инструктором по плаванию в работе с детьми игровых упражнений на коррекцию речевых и неречевых нарушений;

3. Совместное проведение инструктором по плаванию и учителем –логопедом игр и упражнений, бинарных занятий на закрепление умений и навыков, полученных в процессе образовательной деятельности;

Правильно организованные занятия в воде для детей, имеющих речевую патологию, способны стать мощным средством комплексного решения коррекционных задач.

Осуществление взаимосвязи в работе специалистов дошкольного учреждения позволяет инструктору по плаванию проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность использовать нетрадиционные для занятий по плаванию оздоровительные формы и методы работы :

1. Упражнения, направленные на , автоматизацию звуков (элементы фонетической ритмики, дыхательной гимнастики Стрельниковой).

Большинство детей с ОНР по итогам первоначальной диагностики имеют поверхностный верхнеключичный тип дыхания, слабый речевой выдох, отсутствие целенаправленной воздушной струи, что затрудняет постановку звуков.

Специальные упражнения в игровой форме «Подуем на кораблики», «Звездочка», «Водолазы» помогают детям научится делать глубокий вдох, задерживать дыхание, делать длинный и плавный выдох.

2. Массаж биологически активных зон.

Упражнения массажа проводятся в игровой форме, чаще всего в сопровождении со стихотворным текстом с использованием аудиозаписей, которые позволяют контролировать последовательность выполнения упражнений.

Игровые массажи создают у ребенка положительный эмоциональный настрой, способствуют расслаблению мышц, релаксации организма.

Стихотворный текст в сопровождении с музыкой развивает координацию и ритмичность выполняемых движений.

Массаж проводится совместно по показу, с постепенно увеличивающейся долей самостоятельности детей.

3. Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики по соответствующей лексической теме.

На каждую лексическую тему или на изучаемый звук подбираются несколько упражнений, которые дети хорошо выполняют без зеркал. Например для закрепления темы «Продукты питания» детям предлагалось выполнить упражнение «Вкусное варенье», «Чашечку», упражнения мимической гимнастики «Кислый лимон», «Толстячок», «Худышка». При изучении и постановке свистящих дети в игровой форме выполняли упражнения «Улыбочка-дудочка», «Насосы».

4. Упражнения на развитие моторики рук (пальчиковая гимнастика).

Тексты пальчиковой гимнастики соответствуют определённой лексической теме и в течении недели выполняются детьми со всеми специалистами на занятиях. Выполнение пальчиковой гимнастики в воде способствуют увеличению нагрузки на мышцы рук, верхнего плечевого пояса, что усиливает оздоровительный эффект от занятия.

5. Логоритмические упражнения, направленные на развитие координации речи с движением.

Упражнения на развитие чувства ритма во время занятий в бассейне помогают решить и образовательные и оздоровительные задачи, т.к. движения в воде увеличивают мышечную нагрузку. Движения становятся более четкими, координированными, проговаривание текстов так же становится более ритмичным.

6. Упражнения, направленные на развитие силы голоса.

В связи с особенностями акустики в бассейне подобные упражнения провести легче, т.к. дети могут реально услышать разницу звучания речи с различной силой, высотой, тембровой окраской и интонацией голоса.

7. Коррекционные упражнения, подвижные игры на закрепление знаний, получаемых на занятиях учителя-логопеда.

Закрепление словаря по лексической теме проводится в виде игровых упражнений, типа «Собери предмет» (пазлы по лексическим темам), использования элементов соревнования «Кто быстрее».

Для достижения этой цели создана богатая база игрового материала и пособий. Совершенствование навыков чтения, звукового анализа, где дети определяют начальный гласный или согласный в слове, находят соответствующую букву, так же интересно происходит на бинарных занятиях. Это упражнения, где сочетаются упражнения плавания с заданиями учителя-логопеда:

- «Ныряльщики». Цель:учить детей погружаться в воду, находить предметы на дне бассейна. Учитель-логопед предлагает найди шайбу на дне бассейна с буквой, назвать слово на заданный звук,

- «Найди домик для игрушки». Цель: учить передвигаться по бассейну,используя знакомые способы плавания, определять место звука в слове или количество слогов в слове.Учитель-логопед предлагает детям рассмотреть игрушки (липучки) , приклеенные на стенах бассейна, найти те, в названиях которых определенное количество слогов и поселить в домик с соответствующей цифрой. Домики нарисованы водными красками на стенах бассейна.

- «Отгадай и напиши ». Цель: определить слове по картинке первый звук, написать соответствующую букву(водные краски для рисования пальчиками)

Таким образом, взаимосвязь в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда в вопросах расширения форм коррекционного (логопедического) воздействия на детей с ОНР, сохранению и укреплению их здоровья позволяет не только совершенствовать коррекционно–образовательный процесс, но и поднимает профессиональный уровень учителя–логопеда и инструктора по плаванию, помогает им раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, использовать их на его благо.

Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания. Цель физического воспитания в детском саду - формирование у детей основ здорового образа жизни.

Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре. Согласно п. 13.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности:

  • утренняя гимнастика;
  • образовательная деятельность по физической культуре в помещении и на воздухе;
  • физкультурные минутки;
  • подвижные игры;
  • спортивные упражнения;
  • ритмическая гимнастика;
  • занятия на тренажерах; и др.

Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.
В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.
Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.
Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего мероприятия должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической культуре должен ознакомить его с содержанием образовательной деятельности по физической культуре или досуга, обсудить организационные моменты.
Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.
К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию. Например, в ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега.

В основной части образовательной деятельности, во время выполнения общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение.
Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений. Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения образовательной деятельности: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены.

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.

При организации круговой тренировки воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.

Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

В заключительной части образовательной деятельности, при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

Таким образом, распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:

  • специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
  • специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
  • специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
  • специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;
  • специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
  • инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.

Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию.

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.
Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.

В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель - незаменимый помощник инструктора по физической культуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов.
Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них.
Пока инструктор по физической культуре решает организационные вопросы, задача воспитателя - вовлечь детей в процесс подготовки к празднику, поддерживать их инициативу, предоставляя им возможность ощущать себя полноправными участниками мероприятия. Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Ответственным за это является инструктор по физической культуре.
Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые будут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Кроме того, воспитатели могут выступать в роли полноправных участников мероприятия: стать героями, играть с детьми, стимулировать активность родителей.

Такой подход к организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств. Если в целях оздоровления организма ребенка в физкультурно-оздоровительную работу включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов, то необходимо взаимодействие не только инструктора по физической культуре и воспитателя, но и медицинского работника ДОУ.

Еще одним примером сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя является организация прогулок и походов с детьми . Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь.

Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

Физкультура в детском саду.

Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих.Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.

Организация занятий по физкультуре в детском саду.

Занятия по физкультуре проводятся 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду , - 15-30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Если в детском саду есть специально оборудованный зал, то занятия по физкультуре проводятся в нем. Во многих садиках физкультурного зала, к сожалению, нет, тогда физкультурой занимаются прямо в группе. Физкультура может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее (то есть опираться на разные части стопы), прыгать, «как зайчик- попрыгайчик», высоко поднимать колени при ходьбе. В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий (подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, бежать змейкой).Содержание занятий по физкультуре в конкретном детском саду напрямую зависит от имеющегося инвентаря и наличия спортзала. Многие современные детские сады помимо спортзала оборудованы бассейном, тогда 1 занятие в неделю проводится в воде.

Гимнастика в детском саду

Помимо непосредственно занятий по физкультуре в детских садах ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики - 5-8 минут. В перерывах между сидячими занятиями и после дневного сна тоже устраиваются, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие ребенку возможность размять тело.

Физкультурная форма для детского сада

У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой - это, в первую очередь, вопрос гигиены. Если в вашем детском саду нет конкретных требований на этот счет, то в качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно одеть чешки или плотные носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой. Во многих садиках требуют, чтобы у каждой группы была физкультурная форма определенного цвета и даже собственная эмблема. Это вырабатывает у малышей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников. Если в вашем садике такая практика отсутствует, то вы всегда можете вынести этот вопрос на родительское собрание и решить все вместе, нужно это именно вашим детям или нет. Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу.

Физическое развитие детей дошкольного возраста является основой разностороннего развития.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровьесбережения, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по плаванию.

Как показывает практика, многие воспитатели не придают значения тому что они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по плаванию зависит конечный результат и достижение таких целей как: воспитание воли, целеустремленность, воспитание чувства товарищества, выдержка, воспитание сознательной дисциплины, организованности, воспитание уверенности в своих силах.

Взаимодействие инструктора по плаванию и воспитателя имеет три направления.

1.Помощь воспитателя в организации занятий.

Большая роль в подготовке и проведении занятий отводится воспитателям групп. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания учебных занятий по плаванию и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро одеваться и раздеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.

Воспитатель перед каждым занятием проверяет наличие у детей всех купальных принадлежностей и помогает детям подготовить все необходимое. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а так же при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому для того чтобы ускорить все процессы и не допустить охлаждения детей и необходима помощь воспитателя (младшего воспитателя). Роль воспитателя очень важна при организации занятий в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков. Помогая детям принимать гигиенические процедуры воспитатель воспитывает в них уважительное отношение к чистоте, навыки самообслуживания, уважения к друг другу, оказывает помощь товарищу.

Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей.

Одна из важнейших задач педагогов ДОУ – поиск эффективных средств оздоровления детей. В последние годы в разы увеличилось количество дошкольников с различными нарушениями в состоянии здоровья. Особенно трудная ситуация сложилась в северных регионах, здесь до 50% детей выпускаются в школу с теми или иными заболеваниями. Поэтому задача оздоровления дошкольников очень актуальна как для семей воспитанников, так и для педагогов ДОУ.

Многолетний опыт работы и анализ педагогической литературы показали, что один из наиболее действенных методов оздоровления - водное закаливание. Благоприятное влияние плавания на организм ребенка заключается в укреплении различных функциональных систем организма. Плавание помогает адаптироваться к изменениям окружающей среды, повышает общее эмоциональное состояние.

Оздоровление детей плаванием возможно лишь при тесном сотрудничестве педагогов детского сада и семей воспитанников. Мы в ДОУ строим работу по трехуровневой системе: инструктор по физкультуре - родители - дети, в которой все – равноправные партнеры. А инструктор по плаванию при необходимости выступает в роли консультанта, который подсказывает, предлагает родителям обсудить возникшие трудности при обучении детей плаванию.

В работу по оздоровлению воспитанников родители вовлекаются поэтапно.

На первом этапе выявляется уровень осведомленности взрослых в вопросах оздоровления детей, отношение родителей к обучению плаванию в детском саду. Чаще всего это происходит путем анкетирования .

Второй - подразумевает составление перспективного плана и плана работы с родителями.

На третьем – родителей знакомят с данными о состоянии детей и мероприятиями по решению задач сохранения и укрепления их здоровья.

На четвертом этапе устанавливаются партнерские отношения между инструктором по плаванию, педагогами и родителями с целью внедрения программы оздоровления дошкольников посредством плавания.

Традиционные формы взаимодействия инструктора по плаванию с родителями; (родительские собрания, конференции, беседы, консультации, открытые занятия, праздники) активно используется в нашем ДОУ.

Родительские собрания, конференции – это действенные формы работы с родителями, знакомящие с задачами и методами обучения детей плаванию (с учетом возрастных особенностей воспитанников), пропагандирующие лучший опыт семейного воспитания. Наиболее доступная и эффективная форма установления связи инструктора по плаванию с семьей – беседы , во время которых можно обменяться мнениями или оказать родителям своевременную адресную помощь в обучении детей плаванию.

Групповые, индивидуальные и тематические консультации организуются с целью получения ответов на все интересующие родителей вопросы.

С учетом специфики работы специалиста, невозможности ежедневного общения с родителями наиболее приемлемыми являются наглядно-информационные формы работы, знакомящие родителей с условиями, содержанием и методами по оздоровлению детей в процессе обучения плаванию, способствующие преодолению у родителей поверхностного, субъективного мнения о роли плавания в жизни ребенка.

Взрослые должны иметь представление о том, что работа с детьми основывается на научных исследованиях в этой области, носит планомерный и систематический характер. Разработанная учебная программа определяет цели, задачи; учебно-тематический план регламентирует содержание занятий и их последовательность; плавательные движения и игровые упражнения, используемые на занятиях, соответствуют возрастным возможностям воспитанников. Постепенное введение более сложных элементов планируются в зависимости от уровня развития детей и степени освоения ими программных задач, определяются требования к уровню плавательной подготовленности в каждой возрастной группе.

Наглядно-информационные формы взаимодействие направлены на обогащение знаний родителей об особенностях обучения детей плаванию на определенном возрастном этапе, его значении в жизни и укреплении здоровья ребенка. Общения с родителями здесь не прямое, а опосредованное:

  • Информационные стенды, где представлены расписание занятий, информация о программах по плаванию, используемых в детском саду, перечень рекомендуемой литературы, а также игры и подводящие упражнения, которые можно делать в домашних условиях и многое другое;
  • Папки-передвижки, знакомящие родителей с системой по оздоровлению дошкольников в процессе обучения плаванию, дают информацию о том, чему может научиться ребенок в определенном возрасте при систематическом посещении занятий плаванием и т.д.;
  • Результаты диагностических исследований об изменениях в состоянии здоровья детей на всех этапах работы;
  • Рекомендации, практические советы, позволяющие накапливать опыт формирования навыка обучения плаванию;
  • Выставка детских рисунков и рассказов о плавании «Я умею плавать», «У нас в бассейне здорово» (совместные работы педагогов и детей, родителей и детей);
  • Фоторепортажи « Хороши пловцы-малыши» организуются педагогами групп совместно с инструктором по плаванию;
  • Фотосессии детей старшего дошкольного возраста, выполняющих различные плавательные упражнения.

Использование инструктором по плаванию данных форм общения с взрослыми играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению интереса к обучению детей плаванию в ДОУ. Разработанная и реализуемая система взаимодействия инструктора по плаванию с семьей эффективна в оздоровлении дошкольников, позволяет создать общий эмоционально-положительный настрой родителей на оздоровление детей, сформировать интерес дошкольников к занятиям в бассейне.

Необходимое условие успешного обучения плаванию детей – положительное отношение их родителей к занятиям в бассейне. Правильно организованная работа с взрослыми будет способствовать повышению их грамотности в области плавания. Только при тесной взаимосвязи педагогов детского сада и семей можно добиться позитивных результатов в оздоровлении детей.

Домашнее задание для родителей .

Упражнения для занятий с детьми дома

(при подготовке к посещению бассейна )

«Хорошо !» - взрослый набирает полную ладонь воды и умывает лицо малыша. Поливает водой ребенка в ванне: сначала плечи, затем голову. Ребенок не должен закрывать глаза и лицо руками. Потом ребенок преодолевает то же самостоятельно.

«Волны» - малыш делает глубокий вдох, нагибается к воде и дует, как на горячий чай (получаются волны). Упражнение повторить 6-8 раз.

«Поныряем ?» - ребенок опускает лицо в таз с водой или ванну сначала на 1с, затем дольше. Задача: научиться отпускать лицо в воду и задерживать дыхание под водой на 5- 6с. Потом можно попробовать открывать под водой глаза.

«Крокодильчик» - в ванне ребенок ложится грудью на воду (вода должна доходить до подбородка), опираясь руками на дно. Опускает лицо в воду, задерживая дыхание на 1с.

«Пузырники»- малыш делает глубокий вдох, опускает лицо в воду и медленно выдыхает, пуская пузыри над водой. Упражнение повторяется 2-6 раза.


© 2024 Спортивный портал