Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Самые первые коньки. Кто придумал коньки? История изобретения коньков. Русские - самые древние

Самое раннее упоминание слова «конек» можно найти в «Англо-нидерландском словаре» Гемаха (1648 г). В международный спорт слово «коньки» пришло из русского языка коньки, коньки-бегунки, коньки-горбунки. Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой — отсюда и ласковое название, уменьшительное от слова «конь»: коньки .

История коньков
Первые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Такие кости-коньки были найдены в Нидерландах, Дании, Баварии, Богемии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и в Советском Союзе. Коньки - одно из древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой льдами. В Сибири катались на моржовых клыках, в Китае - на стволах бамбука. А найденные археологами в Казахстане у Борового озера коньки были сделаны из голенной кости лошади. В Лондонском музее хранится подобный конек - длинная отточенная кость с прорезью для шнурка. Этот конек найден именно в Мурфильде в 1839 году. В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке. А совсем недавно в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных, эти коньки принадлежали киммерийцам — кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы Коньки-лыжибегали на коньках уже в период бронзового века. Эти приспособления делались из костей домашних животных. Кость стачивалась с одной стороны, а на концах ее делали специальные отверстия для крепления к обуви.

Первые коньки фактически были прототипом лыж, не имели заостренных ребер. Отталкивание приходилось производить при помощи палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, происходило намного быстрее и увереннее. Подобные костяные коньки существовали в глубокой древности, и некоторые из них археологи относят к каменному веку. По возрасту они превосходят «инвентарь» древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. При раскопках в поселениях и городах древней Руси - Старой Ладоге, Новгороде, Пскове - были найдены коньки из костей передних ног лошадей. Эти коньки имели три отверстия - два для крепления конька к носку обуви и одно для удержания конька у пятки. В Нидерландах первоначально роль конька наравне с костями животных выполнял деревянный башмак. Затем к таким башмакам стали приделывать металлические полозья.
В Англии времен Шекспира (до начала XVI века) еще катались на костяных коньках, не говоря уж о Норвегии и Исландии, где они были в почете до конца XIX века. Но уже с XIV века научились делать деревянные коньки с металлической полосой на скользящей поверхности.
С XIII и до середины XVIII века коньки служили человеку средством передвижения по замерзшим рекам, озерам и каналам в северных странах, конек изготовляли из деревянной основы, к которой вначале прикреплялся полоз из бронзы или железа, а в последующем - из стали. Первым приклепал коньки к обуви русский император Петр I, который, строя в Голландии корабли, увлекся коньками. Он сразу понял, что коньки и обувь должны составлять единое целое. Деревянные коньки с железным лезвиемчетыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме. Вторая половина XIX столетия характеризуется бурным развитием конькобежного спорта во всем мире. В Америке, Канаде, Норвегии, Швеции, России и других странах начинают появляться коньки новых конструкций. Катание на коньках стало любимым зимним развлечением, в связи с этим повсеместно начали открываться конькобежные клубы. В России первый такой клуб был открыт в Петербурге в 1864 году всемирно-известным конькобежцем, первым неофициальным чемпионом мира, русским скороходом и фигуристом А. Паншиным. Одновременно с широким распространением катания и бега на коньках шло и их усовершенствование. До 1883 года фигуристы и конькобежцы катались на цельнометаллических коротких, тяжелых коньках с изогнутым лезвием. Такие коньки, сделанные тульскими умельцами, были найдены при строительстве Московского метрополитена.
Норвежские скороходы А. Паульсен и К. Вернер в 1880 г. сконструировали трубчатые беговые коньки.Трубчатые беговые коньки Передняя и задняя металлические платформы привинчивались к подошве ботинка соответственно шестью и четырьмя шурупами.
В 1892 году норвежец X. Гаген предложил еще одно новшество - беговой конек, состоящий из стальной трубки и вставленного в нее стального полоза. Эти коньки дали возможность сделать колоссальный шаг вперед в развитии скоростного бега; на таких коньках бегают до настоящего времени все скороходы мира. Сенсацией стало появление новой модели коньков, изготовленных голландскими фирмами «Викинг» и «Рапс». В 1996—1997 гг. отдельные голландские конькобежцы начали соревновательный сезон на коньках новой модели. Бельгиец Барт ВЕЛДКАМП — победитель Чемпионата мира 1997 г. в беге на 10000 м сказал: «Слепскейт» — будущее конькобежного спорта».

Конек Гейнса
Прототипом современного фигурного конька считается конек д. Гейнса. Эта модель, по существу, сохранилась без изменений до настоящего времени под названием «снегурки». Носок этого конька с толстым лезвием круто загнут кверху и не имеет зубцов, благодаря чему на них можно кататься не только по льду, но и по твердо укатанному, обледенелому снегу. Отсюда, по всей вероятности, и произошло русское название этой распространенной модели. Снегурки весьма удобны при начальном обучении катанию на коньках. Отсутствие зубцов на носке приучает начинающего фигуриста пользоваться для передвижения исключительно ребрами конька, значительная же кривизна его полоза облегчает управление коньком и располагает к катанию по крутым дугам.
Модель У. Салькова сохраняет все основные черты конька Гейнса, но имеет принципиально новую деталь — зубцы, выполненные на носке конька. Появление зубцов отражало возросшую сложность исполнения фигур, необходимость демонстрировать различные остановки, прыжки, пируэты на носке, толчки носком, циркули, переступания с носка на носок и т. д. Появление конька с тремя стойками (модель Н. Панина ) было вызвано техническими соображениями, а именно — увеличением прочности конька. Современный конек не содержит каких-либо новых деталей, конструктивных или эксплуатационных новшеств. Некоторые изменения претерпели лишь форма конька, толщина лезвия и конфигурация зубцов. Конек фигуриста имеет толщину 3—4 миллиметра и заточен так, чтобы боковая и нижняя поверхности лезвия образовывали два острых ребра. Полоз конька закруглен, и поэтому любой наклон тела в сторону вызывает скольжение по дуге.

В фигурном катании применяются три типа коньков:

А. Коньки для исполнения обязательной программы;
В. Коньки для исполнения произвольной программы как в одиночном, так и в парном катании.
С. Коньки для спортивных танцев на льду.
Конек для фигурного катания состоит из трех деталей: полоза, подошвы и каблучка.
Лезвие конька изготовляется из высококачественной углеродистой или легированной, чаще хромованадиевой стали. Закалка, или цементация, производится таким образом, чтобы наибольшую твердость имели полоз конька и нижняя часть боковых поверхностей лезвия, в то время как остальная часть остается «сырой», то есть не столь твердой. Благодаря этому конек при высокой твердости рабочей части сохраняет необходимую эластичность и не ломается при прыжках. Лезвие конька приваривается к двум пластинам, называемым подошвой и каблуком конька. В последних имеются отверстия, через которые специальными шурупами конек крепится к ботинку. В последние годы появились коньки со сменными лезвиями. Лезвия могут меняться в зависимости от характера исполняемых фигур и состояния льда.
Решающее значение имеет конфигурация полоза конька. В передней части кривизна наибольшая, в задней части она несколько меньше, наиболее же плоская часть полоза — средняя. Кривизна полоза конька от одной его части к другой меняется плавно, чтобы при перемене участка скольжения след не имел излома. Высота лезвия конька приблизительно равна 40—50 миллиметрам. Такая высота, с одной стороны, обеспечивает достаточную устойчивость, а с другой - позволяет выполнять фигуры с большим наклоном тела, не касаясь при этом льда подошвой ботинка. Для правильного расположения центра тяжести тела над коньком высота передней его части на 2—4 миллиметра меньше задней. До 50-х годов нашего столетия фигуристы выполняли все упражнения на коньках одного типа. В настоящее время уровень развития фигурного катания настолько возрос, что спортсменам потребовались для различных видов катания несколько разные коньки. Сейчас фигуристы - одиночники используют две пары коньков — одни для обязательных фигур, другие — для произвольного катания, а фигуристы, выступающие в парном катании, только одни — для произвольного катания. Каждый тип коньков отражает специфические особенности обязательной программы, произвольного катания, танцев на льду. Длина лезвия конька зависит от его назначения. Для обязательных фигур она наибольшая, для произвольного катания — обычно несколько меньше, и наименьшая — для танцев на льду, для того чтобы во время поворотов танцоры не задевали коньками друг друга.
Полоз конька вытачивается таким образом, чтобы нижняя поверхность была слегка вогнутой, образуя так называемую канавку, или желобок. Наличие канавки делает ребра конька более острыми, облегчая тем самым исполнение фигур на большом ходу и с наклоном. Диаметр канавки зависит от типа коньков. Наиболее глубокая — у коньков для произвольного катания, где используется высокая скорость скольжения, исполняются вращения и прыжки, требующие сильного давления конька на лед. Современные коньки имеют несколько более тонкие лезвия, чем употребляемые в начале века. Если лезвия коньков Д. Гейнса, У. Салькова и Н. Панина были толщиной до б миллиметров, то современные коньки для обязательных фигур и произвольного катания — около 3—4 миллиметров, а танцевальные еще тоньше —2—3 миллиметра. Существенное значение имеют расположение и конфигурация зубцов. В «школьных» коньках нижний зубец заточен с боков на нет и поэтому имеет форму острого клина. Благодаря этому при скольжении назад зубец, касаясь льда, не вызывает его значительного скобления, что совершенно недопустимо в обязательных фигурах. Нижний зубец «школьных» коньков по сравнению с другими типами коньков несколько вынесен вперед и приподнят, что позволяет скользить на передней части конька, не задевая зубцом за лед.

Точка коньков
. Точку лучше производить на станке, в котором точильный камень вращается вдоль лезвия конька, так как в этом случае окончательная шлифовка поверхности полоза значительно упрощается. Педагогические наблюдения и специальные исследования, проведенные с фигуристами различной спортивной квалификации, позволили установить, что многие коньки отечественных марок мало приспособлены для выполнения обязательных фигур. Очень часто ошибки в микрогеометрии следа фигуры получаются не по вине спортсмена, а в результате отсутствия специального конька для "школы".
Коньки для обязательных упражнений должны отвечать следующим требованиям:
Обеспечивать оптимальный режим скольжения по большим кругам в беспетлевых фигурах и по малым — в петле».
Создавать возможность устойчивого скольжения на средней части полоза конька.
Обеспечивать устойчивость тела при выполнении петлевых поворотов.
Производить кратковременное качение конька с большой амплитудой от его середины вперед-назад и наоборот при выполнении троек, скобок, крюков и выкрюков.
Ботинки. Первоначально коньки тем или другим способом прикреплялись к обыкновенным ботинкам только на время катания. Идея прикрепления коньков к ботинкам наглухо, по преданию, принадлежит Петру Великому. В книге, изданной на голландском языке в 1848 году, есть упоминание о том, что русский император, строя в Голландии корабли, увлекся коньками, и ему пришла мысль о том, что более удобно иметь коньки, скрепленные с ботинками постоянно. В результате этого нововведения обувь, прикрепленная к конькам, потеряла свои обиходные функции, и постепенно стали появляться ботинки, специально приспособленные для катания на коньках. Современные ботинки для фигурного катания изготавливаются точно по размеру ноги из плотной кожи. Характерная особенность — высокие голенища, предназначенные для предотвращения «подламывания» стопы при сильных боковых наклонах тела. Жесткость ботинок зависит от их назначения. Наиболее жесткие ботинки изготавливаются для произвольного катания. Особенно прочными должны быть голенища ботинок у спортсменов-мужчин, выступающих в парном катании, так как при исполнении поддержек нагрузка на ботинки превосходит суммарный вес партнеров. Для обеспечения требуемой жесткости носок и пятка изнутри укреплены твердой кожей. Голенища, чтобы они не потеряли способности плотно облегать ногу и имели достаточную прочность, делают из двух слоев кожи, между которыми проложен слой парусины
Ввиду значительной нагрузки при исполнении прыжков, в ботинках для произвольного катания каблук обычно укрепляется тонкой трубкой, пропущенной сверху вниз через его центр. Ботинки должны быть также снабжены широким язычком, в который вшивается толстый (0,5 сантиметра) слой пористой резины или поролона, а верхняя часть шнуровки — крючками для облегчения надевания ботинок.
Приклепление коньков к ботинкам. Большое число неудач начинающих фигуристов вызвано неправильной установкой коньков. Признаком этого является хроническое подламывание стоп, скобление льда при выполнении простых дуг, а также искривление голенищ ботинка. Для начинающих и юных фигуристов можно рекомендовать расположение конька относительно подошвы ботинка такое, при котором задняя часть лезвия совпадает с серединой подошвы ботинка, а передняя сдвинута внутрь приблизительно на половину толщины лезвия. Прикрепляя коньки, следует учитывать, что для фигуристов с Х-образной формой ног коньки надо сдвинуть внутрь, а для тех, у кого 0-образная форма, — наружу от их обычного расположения. Для фигуристов-мастеров требуется индивидуальная подгонка коньков к ботинку. Большинство моделей коньков имеет в каблуке и подошве специальные установочные отверстия, допускающие некоторое перемещение конька относительно ботинка. Путем последовательных проб определяется положение конька отдельно для каждой ноги. И только после этого они крепятся окончательно на все тулупы. Привинчивать коньки к подошве следует медными или другими нержавеющими шурупами. Рекомендуется предварительно наколоть отверстия острым шилом и привинчивать шурупы, смазав их мылом. Нельзя допускать прокручивания шурупов: в таком случае крепление может оказаться непрочным, а это создает немалую опасность для катающегося.


Исторические факты о коньках

- Впервые упомянул о коньках в литературе кентерберийский монах Стефаниус, который в 1174 году создал «Хронику знатного города Лондона». Вот как описывал он зимние забавы: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…» Красиво писал монах, но, как и многие журналисты, любил, видимо, присочинить: разве на коньках можно бегать со скоростью полета копья? Но простим преувеличение древнему затворнику. Будем благодарны ему за его труд.
- В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке.
- А в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных. Эти коньки принадлежали кимерийцам - кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы бегали на коньках уже в период бронзового века. По возрасту, они превосходят “инвентарь” древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов.
- С течением времени совершенствовались и сами коньки, и способ передвижения на них. Кости животных были заменены деревянными брусками. Вначале их поверхность полировали, затем стали прикреплять к ней металлические полоски
- В ХIII веке в Голландии и Исландии появились коньки с загнутым спереди железным полозом, вставленным в деревянную колодку. Их привязывали к обуви ремнями. А русские умельцы вырезали загнутый носок конька в виде конской головы, отсюда и название “конь-ки“.
- Стальные коньки, наглухо привинчивающиеся к обуви, изготовили на Тульском оружейном заводе по указу Петра I. А в 1908 году в России появился первый чемпион по фигурному катанию Николай Панин. Он также стал единственным в дореволюционной России обладателем золотой медали Олимпийских игр и пятикратным чемпионом нашей страны в этом виде спорта. С тех пор мы прочно удерживаем мировое первенство по фигурному катанию, а русская школа по праву считается сильнейшей.
- Первый конькобежный клуб открылся в 1604 году в шотландском городе Эдинбурге. В 1763 году спортсмены туманного Альбиона провели первую международную товарищескую встречу с американскими скороходами.
- Более трехсот лет назад английский дипломат Карлейль, побывавший в Москве, писал: «Любимое зимнее развлечение московитян - катание на коньках». Да и в произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна не раз упоминается об этом.

Самое раннее упоминание слова «конек» можно найти в «Англо-нидерландском словаре» ГЕМАХА (1648 г). В международный спорт слово «коньки» пришло из русского языка коньки, коньки-бегунки, коньки-горбунки. Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой — отсюда и ласковое название, уменьшительное от слова «конь»: коньки.

Первые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Такие кости-коньки были найдены в Нидерландах, Дании, Баварии, Богемии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и в Советском Союзе. Коньки - одно из древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой льдами.

В Сибири катались на моржовых клыках, в Китае - на стволах бамбука. А найденные археологами в Казахстане у Борового озера коньки были сделаны из голенной кости лошади.В Лондонском музее хранится подобный конек - длинная отточенная кость с прорезью для шнурка. Этот конек найден именно в Мурфильде в 1839 году. В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке. А совсем недавно в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных, эти коньки принадлежали киммерийцам — кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы бегали на коньках уже в период бронзового века. Эти приспособления делались из костей домашних животных. Кость стачивалась с одной стороны, а на концах ее делали специальные отверстия для крепления к обуви


Первые коньки фактически были прототипом лыж, не имели заостренных ребер. Отталкивание приходилось производить при помощи палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, происходило намного быстрее и увереннее. Подобные костяные коньки существовали в глубокой древности, и некоторые из них археологи относят к каменному веку. По возрасту они превосходят «инвентарь» древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. При раскопках в поселениях и городах древней Руси - Старой Ладоге, Новгороде, Пскове - были найдены коньки из костей передних ног лошадей. Эти коньки имели три отверстия - два для крепления конька к носку обуви и одно для удержания конька у пятки. В Нидерландах первоначально роль конька наравне с костями животных выполнял деревянный башмак. Затем к таким башмакам стали приделывать металлические полозья.

В Англии времен Шекспира (до начала XVI века) еще катались на костяных коньках, не говоря уж о Норвегии и Исландии, где они были в почете до конца XIX века. Но уже с XIV века научились делать деревянные коньки с металлической полосой на скользящей поверхности.
С XIII и до середины XVIII века коньки служили человеку средством передвижения по замерзшим рекам, озерам и каналам в северных странах, конек изготовляли из деревянной основы, к которой вначале прикреплялся полоз из бронзы или железа, а в последующем - из стали. Первым приклепал коньки к обуви русский император ПЕТР I, который, строя в Голландии корабли, увлекся коньками. Он сразу понял, что коньки и обувь должны составлять единое целое. За последние четыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме.

Вторая половина XIX столетия характеризуется бурным развитием конькобежного спорта во всем мире. В Америке, Канаде, Норвегии, Швеции, России и других странах начинают появляться коньки новых конструкций.

Так, в Филадельфии (Америка) около 1850 г. были изготовлены цельнометаллические коньки из стали. Они прикреплялись к ноге с помощью ремней. Затем во второй половине XIX века овальную пластинку на пяточной части конька заменили дополнительными крепежными скобами. И все-таки до 90-х годов XIX столетия большой популярностью продолжали пользоваться деревянные коньки с металлическим полозом голландского и английского производства. Следующим заметным усовершенствованием было изобретение конька Halifax, который по

простоте конструкции превосходил все другие типы коньков, используемые ранее. Этот конек завоевал большую популярность среди конькобежцев во многих странах мира.

Катание на коньках стало любимым зимним развлечением, в связи с этим повсеместно начали открываться конькобежные клубы. В России первый такой клуб был открыт в Петербурге в 1864 году всемирно-известным конькобежцем, первым неофициальным чемпионом мира, русским скороходом и фигуристом А. Паншиным. Одновременно с широким распространением катания и бега на коньках шло и их усовершенствование.
До 1883 года фигуристы и конькобежцы катались на цельнометаллических коротких, тяжелых коньках с изогнутым лезвием. Такие коньки, сделанные тульскими умельцами, были найдены при строительстве Московского метрополитена.

Норвежские скороходы А. ПАУЛЬСЕН и К. ВЕРНЕР в 1880 г. сконструировали трубчатые беговые коньки. Передняя и задняя металлические платформы привинчивались к подошве ботинка соответственно шестью и четырьмя шурупами. Это явилось революцией в конькобежном спорте. Большой вклад в разработку формы коньков внес русский скороход, служащий Николаевской железной дороги Александр ПАНШИН. В 1887 г. он смастерил по собственной модели удлиненные коньки — цельнометаллические, длинные, с узким лезвием и немного загнутым носком коньки -прообраз сегодняшних беговых. На протяжении многих десятилетий модель трубчатых беговых коньков не претерпела принципиальных изменений.

В 1892 году норвежец X. Гаген предложил еще одно новшество - беговой конек, состоящий из стальной трубки и вставленного в нее стального полоза. Эти коньки дали возможность сделать колоссальный шаг вперед в развитии скоростного бега; на таких коньках бегают до настоящего времени все скороходы мира.
Сенсацией стало появление новой модели коньков, изготовленных голландскими фирмами «Викинг» и «Рапс». В 1996—1997 гг. отдельные голландские конькобежцы начали соревновательный сезон на коньках новой модели. Бельгиец Барт ВЕЛДКАМП — победитель Чемпионата мира 1997 г. в беге на 10000 м сказал: «Слепскейт» — будущее конькобежного спорта».

Впервые упомянул о коньках в литературе кентерберийский монах Стефаниус, который в 1174 году создал «Хронику знатного города Лондона». Вот как описывал он зимние забавы: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…» Красиво писал монах, но, как и многие журналисты, любил, видимо, присочинить: разве на коньках можно бегать со скоростью полета копья? Но простим преувеличение древнему затворнику. Будем благодарны ему за его труд.

В британском музее выставлены костяные коньки , на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке.

А в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных . Эти коньки принадлежали кимерийцам - кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы бегали на коньках уже в период бронзового века. По возрасту, они превосходят “инвентарь” древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов.

Коньки были известны народам северных стран ещё в XII веке. Тогда их делали из кости. Они служили средством передвижения. Еще в древние времена, для быстрого передвижения по льду и снегу человек приспособил куски дерева и кости животных. Это подтверждают найденные при раскопках на берегах Ладожского и Чудского озер первые древние коньки.

С течением времени совершенствовались и сами коньки, и способ передвижения на них. Кости животных были заменены деревянными брусками. Вначале их поверхность полировали, затем стали прикреплять к ней металлические полоски

В ХIII веке в Голландии и Исландии появились коньки с загнутым спереди железным полозом, вставленным в деревянную колодку. Их привязывали к обуви ремнями. А русские умельцы вырезали загнутый носок конька в виде конской головы, отсюда и название “конь-ки“.

Начиная с XIV века и до конца XVII, коньки делались из дерева с металлическими полозьями и прикреплялись к подошве обуви веревками и ремнями. А в самом начале XVIII столетия в Нидерландах и Англии появились первые стальные коньки. Металлические коньки стали изготавливать в конце XVIII и начале XIX веков. А в начале 80-х годов XIX века норвежские конькобежцы К.Варнеп и А.Паульсен сконструировали беговые коньки.

Стальные коньки, наглухо привинчивающиеся к обуви, изготовили на Тульском оружейном заводе по указу Петра I.
А в 1908 году в России появился первый чемпион по фигурному катанию Николай Панин. Он также стал единственным в дореволюционной России обладателем золотой медали Олимпийских игр и пятикратным чемпионом нашей страны в этом виде спорта. С тех пор мы прочно удерживаем мировое первенство по фигурному катанию, а русская школа по праву считается сильнейшей.

Первый конькобежный клуб открылся — это известно точно — в 1604 году в шотландском городе Эдинбурге.
В 1763 году спортсмены туманного Альбиона провели первую международную товарищескую встречу с американскими скороходами.

Самое первое издание правил о коньках вышло тоже в Англии в 1772 году. Оказывается, и полтораста лет назад уже существовали определенные принципы катания.
Книга эта была новаторской. На одной из страниц упоминается о том, что впервые коньки к ботинкам приказал приклепать русский император Петр Первый, который, строя корабли в голландском лесном порту Заандаме (ныне именуемом Зандамом), увлекся в «свободное от работы время» конькобежным спортом.
Здесь необходимо уточнение: коньки давно известны русским людям, которые очень любили эту полезную забаву.

Более трехсот лет назад английский дипломат Карлейль, побывавший в Москве, писал: «Любимое зимнее развлечение московитян - катание на коньках». Да и в произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна не раз упоминается об этом.

Да, коньки потеряли популярность, почти сто лет о них в России не было, как говорится, ни слуху ни духу… И лишь в двадцатые годы XIX века гениальный Пушкин (он и в пропаганде коньков первый!) спел им короткий, но до сих пор непревзойденный гимн в «Осени»:
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих ровных рек…

В двадцатые и тридцатые годы XIX века коньки возрождаются в России и даже становятся модными.
Первый каток «на суше» был залит в 1842 году в Англии жителем Лондона Генри Кирком; до того времени спортсмены пользовались льдом естественных водоемов…
Коньки для детей, которые учатся овладевать искусством скольжения, появились в 1900 году и имели два полоза…

Доброе время суток Вам, дорогие наши читатели.

Вот практически и закончились новогодние праздники. Пролетели они, мягко говоря, быстро. Ну, по крайней мере для меня.

Зима – удивительное время. Зимой, не смотря на морозную погоду, мы играем в снежки, катаемся на санках, лыжах и коньках. В это время года даже взрослые чувствуют себя детьми. И не только из-за чудесных праздников, но и потому, что сами могут вернуться в детство на некоторое время.

Мои знакомые обожают зимой (да и летом иногда) ходить на каток. А кто вообще придумал заливать площадки водой и приглашать людей покататься на коньках. Откуда коньки вообще взялись?

Оказывается, что древние люди уже ими пользовались. Ну, естественно, на современные коньки они совсем не походят. Они были сделаны не из железа, а из костей животных. И нашли их впервые в Северное Европе.

Коньки, оказывается, имеют очень большой возраст. Древние люди ими часто пользовались для передвижения по скользкой поверхности. Делали их либо из костей (как было отмечено выше), либо из дерева, которые прикрепляли к обуви веревками. Наши сибирские предки катались на моржовых клыках, а китайцы использовали ствол бамбука. В Казахстане нашли интересные экземпляры, сделанные из лошадиной кости. Один из них хранится в Лондонском музее.

В 1967 году ученые недалеко от Одессы обнаружили самые старые коньки, возраст которых составляет около 3200 лет. Принадлежат эти удивительные изделия кочевому племени киммерийцам. Оказывается, что пользовались ими уже в бронзовом веке.

Первые коньки были скорее похожи на лыжи – не было заостренных ребер. Отталкивались палкам. Делали их (как отмечалось выше) из костей домашних животных.

В России костяные коньки появились примерно 3 тысячи лет назад. Чаще всего их делали из костей лошадей. В них делалось три дырочки – два, чтобы привязать изделие к носку, а один – чтобы держалась пятка.

С 13 по 18 век коньки, как это не смешно звучит для современного человека, были средством передвижения по льду (рек, озер и других водных объектов). С середины 14 века они усовершенствовались: их начали делать деревянными с металлической полосой для более удобного скольжения. Вначале крепили полосы из бронзы, а затем стали использовать сталь.

Кстати, первый соединил обувь и коньки наш знаменитый император Петр I. После этого коньки в принципе не меняли своей конструкции. Лишь немного изменилась длина металлической полосы и материал, из которого делают все это чудо.

Затем коньки и катание на них стали не столько средством передвижения, сколько средством развлечения и отдыха. Началась эпоха конькобежного спорта. В России первый клуб конькобежного спорта был открыт в 1864 году в тогдашней столице нашей родины – Санкт-Петербурге. Открывал его, кстати, наш знаменитый и популярный в те времена соотечественник, Александр Пашнин, который стал первым чемпионом мира в конькобежном спорте.

Спустя некоторое время стало развиваться так же фигурное катание, которое приобрело огромную популярность.

Кстати, 7 января 1876 года в Лондоне был открыт первый в мире искусственный каток. Англичане с восторгом восприняли это, но всего день спустя обнаружили, что коньки подорожали вдвое, хотя представляли собой лишь полозья на шнурках.

В настоящее время выделяют различные типы коньков.

Они отличаются от остальных тем, что у них выпуклая форма лезвия и имеются специальные зубцы на переднем конце.

Хоккейные коньки. У них бывает съемное и несъемное лезвие. По длине лезвие и ботинок одинаковые.

Прогулочные коньки . Они похожи на первые два типа, но более удобные по сравнению с ними. Женский вариант больше похож на коньки для фигурного катания, а мужской – более массивный – на хоккейные коньки.

Конькобежные коньки. Это специальные коньки для тех, кто профессионально занимается конькобежным спортом. Их конструкция немного отличается от предыдущих. Они имеют большую длину лезвия, больший радиус скругления лезвия. А самое большое отличие, это то, что они имеют подвижное лезвие.

Ну вот, вроде бы это все, что я хотела рассказать.

От себя лично и от всей нашей команды хотелось бы поздравить всех Вас с прошедшими праздниками. Больше проводите время на открытом воздухе – гуляйте, катайтесь на сынках и коньках – таких древних и одних из самых удивительных изобретений человечества.

Прошло уже больше 500 лет, как современный человек первый раз встал на коньки! Прежде чем надеть роликовые коньки , люди научились сначала кататься по льду.

Первые приспособления, при помощи которых люди смогли передвигаться по ледовому покрытию, были изготовлены из костей различных животных. Подобные «костяные» коньки были найдены на территории Баварии, Швеции, Советского Союза, Нидерландов, Богемии, Дании, Англии и Норвегии. Коньки являются одним из древнейших изобретений человека, именно они позволили быстро передвигаться по ледяной земле. Для этого коньки из костей необходимо было покрепче прикрепить к ноге.

Не так давно в 1967 году были найдены самые древние коньки из всех известных. Произошло это на берегу Южного Буга недалеко от Одессы. По данным археологов эти коньки могли принадлежать киммерийцам (кочевому народу, который жил около 3200 лет назад). Получается, что уже в период бронзового века киммерийцы освоили ледовые коньки, которые были изготовлены из костей домашних животных. С одной стороны коньки стачивались, а с другой в них делали небольшие отверстия для крепления на обуви.

Начиная с XIV века люди стали делать деревянные коньки со специальной металлической полосой на скользящей поверхности. Обычно для этих целей использовали бронзу или железо, и уже позднее – сталь. За последние четыре века деревянная основа и полоз конька менялись лишь по своей форме и длине.

Начиная со второй половины XIX века бурно развивается конькобежный спорт, что непосредственно влияет на ход истории развития коньков. Придумывают новые конструкции коньков, особенно в этом преуспели Канада, Россия, Швеция и Америка.

В 50-х годах XIX столетия изготовили цельнометаллические стальные коньки, которые прикреплялись к ноге при помощи ремней. В 1880 году были сконструированы новые трубчатые беговые коньки. Они стали революцией в конькобежном спорте. Задняя и передняя металлические платформы крепились к ботинку при помощи 4-х и 6-ти шурупов соответственно.

В 1887 году А. Паншин изготовил прообраз современных беговых коньков. Это была цельнометаллическая удлиненная модель, с немного загнутым носком и узким лезвием. Новый этап в развитии скоростного бега и в истории коньков произошел благодаря изобретению норвежца Х. Гагена. Он сконструировал беговой конек, который состоял из специальной стальной трубки, в которую вставлялся стальной полоз. Этим изобретением пользуются все мировые скороходы и в наше время. Еще одной сенсацией в конькобежном спорте стали модели, которые изготовили голландские фирмы «Рапс» и «Викинг». В 1996 — 1997 годах некоторые конькобежцы начали сезон именно на этих коньках.

В конце XVII века приехал в Голландию русский плотник Петр Михайлов. Он старался ничем не отличаться от других мастеров. Жизнь вел самую обычную - изучал корабельное дело, ходил закупать припасы на обед, а в отсутствие хозяйки сам готовил еду. В свободное время с удовольствием бегал на коньках по льду. В то время коньки каждый раз привязывали ремнями к сапогам. Это скучное занятие быстро надоедало плотнику, и он просто наглухо прибил коньки к подошвам.

Вскоре вокруг плотника стали собираться любопытные, но отнюдь не из-за его выдумки - на коньки мало кто обращал внимание.

Голландцы, бывавшие в России по торговым делам, «опознали» в плотнике русского царя Петра I и рассказали об этом. Вот какую запись оставил в своем дневнике любознательный голландец Яков Номен - персонаж романа А. Н. Толстого «Петр Первый»: «Царю не более недели удалось прожить инкогнито; некоторые, бывшие в Московии, узнали его лицо. Молва об этом скоро распространилась по всему нашему отечеству. На амстердамской бирже люди ставили большие деньги и бились об заклад, действительно ли это великий царь или только один из его послов».

Прошло более 150 лет, и в Петербург приехал американец Джексон Гейне, который считается отцом современного фигурного катания. Он придумал новое лезвие конька и крепко присоединил его к ботинку. Но когда стал рекламировать свое изобретение, то с огорчением узнал, что оно совсем не ново и настоящим изобретателем следует все-таки считать Петра I.

Старинные японские и европейские коньки.

Каков же возраст коньков? Никто, к сожалению, не даст ответа на этот вопрос. Можно только предположить, что прежде всего они появились там, где было много гладкого льда, в то время как лыжи - в тех местах, где выпадало много снега. Известно одно: уже несколько тысяч лет назад наши предки увлекались катанием на коньках, сделанных из ребер или трубчатых костей крупных животных. Обычно кость распиливали вдоль, шлифовали ее и сверлили несколько отверстий, чтобы привязывать ее к обуви. Это подтверждают раскопки археологов. В Британском музее хранятся коньки, на которых катались несколько тысяч лет назад. Долгое время они считались самыми древними, и родиной коньков слыли Англия и Скандинавские страны. Но недавно в Казахстане были найдены, пожалуй, самые древние коньки на Земле. Относятся они к бронзовому веку. Это тщательно отполированные кости какого-то животного. В носке и конце конька - дырочки для крепления.

Каток XVIII в.

Шло время, менялись форма коньков, способ крепления, материал, из которого их делали. В XVII-XVIII веках коньки изготавливали из дерева, а снизу и спереди обивали железом.

А почему, собственно говоря, «коньки»? Откуда такое название? «Коньки» - слово чисто русское. Оно образовалось от слова «конь» - переднюю часть коньков часто украшали головой коня. Вот и получилось название предмета по его украшению - несущие нас вперед маленькие кони. Кстати, слово «конек» имеет и другое значение. Конек или князек, конь, князь - верхнее ребро, гребень крыши. В русских постройках конек сверху для большей прочности покрывали толстым выдолбленным бревном. Оно называлось «охлупень», а выходящий на фасад его конец вырезался в виде коня или боевой птицы.

В наши дни коньки с легкой руки Петра I наглухо прикрепляют к обуви. Фигурные - с помощью винтов, а хоккейные и беговые - с помощью заклепок.

Разновидностей коньков достаточно много. Для тех, кто только приобщается к этому виду спорта, подойдут «снегурочки» - они устойчивы. Если же вы любите скорость, нужны коньки легкие, с длинным тонким лезвием - беговые. Хоккеисты пользуются двумя типами коньков: для русского хоккея и хоккея с шайбой. У первых лезвия немного короче, чем у беговых, а у вторых - слегка изогнуты. Это не случайно: во время напряженной, скоростной игры на этих коньках легче маневрировать на льду. Особые коньки у фигуристов - спереди зубчики, а лезвие заточено желобком.

Но какими бы удобными ни были коньки, они могут «подвести», если лед окажется плохим. Мастеров по приготовлению льда на больших катках называют ледоварами. Приготовить хороший лед - и наука, и искусство. Вот как, например, заливают беговую дорожку. Делают это, как правило, ночью, когда мороз покрепче.

Заливочная машина проходит первый круг, затем делает остановку, чтобы образовалась ледяная корочка. Потом снова в путь, а он не близкий. Чтобы получить 20-сантиметровый слой льда, машине нужно проехать по кругу 800 раз - 320 километров!

Для хоккейного поля лед готовят иначе: сначала поле засыпают снегом, а затем укатывают. И только после этого льют воду. Кроме всего прочего, лед «гранят» - строгают, шлифуют, заливают горячей и холодной водой. Все зависит от мастерства и опыта ледоваров. Ведь надо учесть и состояние льда, и температуру воздуха, и наличие осадков, и многое другое.

Работу ледоваров значительно облегчило появление холодильной техники. Первый каток из искусственного льда был сооружен в 1876 году заводом холодильных машин «Челси» в США. К концу века ледовыми аренами обзавелись Париж, Лондон и другие города мира.

Но есть коньки, на которых можно кататься, не думая о состоянии льда. Потому что он не нужен вообще. Зато нужны особые коньки - роликовые. Они, кстати, не так молоды, как кажется. Им более 200 лет. История их демонстрации публике и смешная, и грустная. Изобрел роликовые коньки мастер музыкальных инструментов. Он жил в Лондоне. Чтобы привлечь внимание к своей выдумке, он как-то въехал на них на пышный бал-маскарад, играя на скрипке, однако вовремя затормозить не смог. В результате... скрипка сломана, разбито огромное зеркало, а сам выдумщик серьезно порезался.

Странные бывают порой повороты в истории изобретений. Казалось бы, после такой «премьеры» репутация роликовых коньков навсегда подорвана. Но недлинная дощечка с колесиками, которая крепится к обуви ремешком, начала завоевывать мир. С середины прошлого века в Европе и Америке строят залы и мощеные площадки для катания на роликах. Не отстает от Европы и Россия. Однако поначалу «роликобежцы» появляются только на ярмарочных аренах да выступают в эстрадных ревю. Но вот на новые коньки встали спортсмены, потом балетные артисты. Ну как от них могли отстать вездесущие мальчишки, тем более если они «при деле»?

Роликовые коньки XIX в.

На роликовых коньках носились по улицам американских городов мальчишки-газетчики, новшество быстро освоили и письмоносцы, и курьеры - люди нередко почтенного возраста. Во многих странах большую часть рабочего дня на роликах стали проводить служащие аэропортов, ткачихи при обслуживании станков, рабочие крупных сборочных цехов, экскурсоводы в музеях. Если вам удастся посетить Лувр - такие коньки могут предложить и вам.

Современные роликовые коньки.

Очень скоро оказалось, что катание на коньках-роликах не только приятно, но и полезно. Оно способствует развитию координации, совершенствует вестибулярный аппарат. Пользоваться роликами может практически каждый, и возраст здесь абсолютно ни при чем. Чтобы кататься на них, сохраняя равновесие, не надо никакой специальной подготовки.

Но ролики не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Например, в 1978 году - году роликового бума в Америке - в больницах оказались 93 тысячи юношей и девушек с переломами рук и ног. И это благодаря простым пока роликам, на которых не использовались специальные средства для увеличения скорости. А таких средств немало. Вот только некоторые из них.

1906 год. Франция. В одном из парижских парков испытаны моторизованные роликовые коньки. Каждый конек имел свой миниатюрный одноцилиндровый бензиновый двигатель с бензобаком и аккумулятором.

1915 год. США. Изобретены колесные коньки, которые движутся при помощи небольшого электрического мотора, а аккумулятор прикрепляется к широкому поясу.

1980 год. ФРГ. Усовершенствованы моторизованные коньки, их мотор стал более миниатюрным, управление осуществляется с помощью специального привода.

1983 год. Франция. По асфальту на роликовых коньках катит юноша. В руках у него вентилятор. Сила тяги такова, что увлекает вперед человека.

Сравнительно недавно в Америке роликовые коньки превратились в «доску на колесах». Катание на ней требует большой смелости и ловкости. Может быть, поэтому она так быстро завоевала популярность у молодежи во всем мире? По новому виду спорта уже проводятся соревнования, на тротуарах и асфальтированных площадках часто можно видеть ребят, ловко балансирующих на стремительно мчащихся досках на колесиках - скейтах...

Знаешь ли ты?

  • Другое название - цедрат (Citrus medica). Растение рода Citrus семейства рутовых. Родина - Индия и Южный Китай
  • Лимон - вечнозеленое плодовое дерево семейства рутовых, в дикорастущем виде лимон сейчас не встречается. Небольшое вечнозеленое дерево с пирамидальной
  • © 2024 Спортивный портал