Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Вращающиеся блесны. Вращающиеся блесны На какой номер вертушки лучше ловить щуку

Большой популярностью у рыболовов всегда пользовался такой вид приманки, как блесны. В этом нет ничего удивительного, учитывая эффективность. Любая приманка создаётся для того, чтобы искусственные материалы максимально напоминали живых рыб. Но модели отличаются друг от друга по диапазону действия, основным особенностям.Во время проводки вертушки создают неповторимую игру.

Сами вертушки состоят из лепестков. Обычно они вращаются по своей оси. Необходимо создать определённое давление воды для того, чтобы привести вертушки в действие. Именно под этой силой начинается движение лепестка.

Щуку можно поймать практически на любую современную вращающуюся блесну. Но есть вертушки с более узкой специализацией, которые используются именно при и больше подходят этой рыбе.

О размерных характеристиках вращающейся блесны

Здесь есть несколько важных моментов:

  • Основные щучьи вертушки обозначаются номерами с первого по четвёртый. Есть и более мелкие размеры. Но улов на них вряд ли будет крупным. Разве что во время весны.
  • Угол отклонения лепестка – определяющий фактор для вида лепестка. Если быть точнее – его формы. Овальный или круглый лепесток считается наиболее эффективной для любой вращающейся блесны. Именно в этой форме лепесток отклоняется на максимальное расстояние. Таким образом, вертушки становятся более объёмными. Есть блесны в виде листка ивы, но они не позволяют добиться максимального результата.
  • Рабочая глубина тоже во многом зависит от угла отклонения. Проведение приманки у самого дна становится возможным благодаря большему углу, меньший пригодится в средней толще воды. Иногда щуку можно поймать и здесь.
  • Проводка может влиять на скорость вращения, количество оборотов. Скорость вращения увеличивается по мере того, как приманка проводится быстрее. Но многие знают, что при охоте на щуку быстрая проводка не всегда желательна. Важно, чтобы приманка осталась легкодоступной.
  • Необходимо проверить работоспособность приманки перед тем, как начинать действовать. Движение должно начинаться с первых оборотов.

Сколько может весить блесна?

Хороший вес приманки требуется всегда, когда ведётся охота на щуку. Ведь в этом случае без дальних забросов не обойтись. Можно работать с лёгкими приманками, но их непросто забросить именно на дальние расстояния. Многое здесь зависит от того, какое сейчас время года на дворе. Если охота на щуку ведётся весной – надо помнить о том, что рыба находится под берегом. Приманку бросать далеко не нужно. А вот осенью необходим хороший заброс, потому как добыча уходит достаточно глубоко.

Какие вертушки будут самыми уловистыми?

Приманки на щуку производятся многими фирмами, лидирующее положение в этой сфере занимает фирма Мепс (Meps).

Comet


Изначально эта блесна продвигалась в качестве эффективного инструмента для ловли форели. Спустя некоторое время удалось выяснить, что эта блесна фирмы Мепс успешно справляется со многими рыбами, обитающими в нашей полосе.

Когда приманка вращается, вокруг появляются вибрации. Они похожи на дрожащую рыбку, спасающуюся от хищника.

Блесна очень похожа на насекомое, благодаря яркой окраске с несколькими точками. Хищные рыбы всегда сначала питаются именно насекомыми, только потом переходят на мальков. На приманку такого типа они реагируют и в старшем возрасте. Comet от фирмы Мепс кроме веса отличается оттенком лепестка и цветом точек. Можно долго спорить о том, какой цвет больше подходит для ловли зубатой, но многие рыболовы считают, что синие «кометы» чаще приводят к поклевке.

Aglia Long


Во всём мире именно этой блесне приписывают самую высокую эффективность. Если проводка медленная, игра остаётся стабильной, угол отклонения равен 30 градусам. Блесна показывает себя лучше всего на средних глубинах. Эта приманка отлично ловит зубатую красавицу в различных водоемах и в разное время года.

Способы проводки

Стандартные заднеогруженные приманки проводятся медленно и ровно. Но блесну необходимо вести быстрее, если у щуки начался жор. Это позволит поймать больше рыбы за более короткий промежуток времени. Такие вертушки хороши тем, что позволяют работать практически в любых условиях. Обычно щуки стараются атаковать приманки, находящиеся над ними. Не получится поймать со дна хищницу летом, когда она стоит в полдна. Нужно выбирать такие изделия, которые идут в средних или верхних слоях воды, хотя проводка остаётся медленной.

Кембик, твистер или мушка – отличные украшения для устройств с задней огрузкой. Наибольшего эффекта можно достичь, если участок водоёма не очень глубокий. Лето и весна – лучшее время для этих приманок. Обычно проводка медленная, но в период жора разницы никакой абсолютно нет.

Несколькими способами можно подавать рыбе такой вид приманки, как блесна переднеогруженная, когда она крепится к джиг-головке.

На передней огрузке всегда можно заменить джиг-головку в зависимости от того, нужен больший или меньший вес. Летом и осенью это решение будет наиболее эффективным. Проводку можно выполнять по технике ступеньки.

Так называемая «ступенька» — один из возможных вариантов. Это джиговая разновидность проводки, применяется на реках и озёрах, где дно неровное, присутствуют перепады высоты.
Приманка всегда должна двигаться по правильной траектории, это самый важный показатель. Хищники скорее будут атаковать приманку, которая идёт плавно и равномерно. В данном случае траекторию движения необходимо создать в виде трапеции. Сначала приманка оказывается на дне, но потом её необходимо поднять коротким рывком, буквально на 10-15 сантиметров.

Следующий шаг – медленные обороты катушки, всего их должно быть 4-6. Спиннинг сохраняет стационарное положение. Затем подмотку лески прекращают. Приспособление продолжает вращаться, медленно опускаясь на дно. Необходимо сделать короткую паузу, когда оно будет достигнуто. После этого «ступенька» повторяется целиком.

Падение и горизонтальное движение блесны – условия, при которых ловля рыб тоже легко осуществляется. При ловле джигом нужен более тяжёлый груз, чем в данном случае. Ведь проводка должна быть медленной. Укороченная ступенька поможет справиться с добычей, когда рельеф дна часто меняется.

Применительно к щуке, даже в те времена, когда кроме двух типов блесен (колеблющиеся и вращающиеся) ничего толком не было, вертушки выходили как бы на второй план, уступая первенство . Тем не менее, в определенных условиях вертушки могут серьезно конкурировать с современными воблерами, а в некоторых случаях даже переигрывать их.

Есть мнение, что вертушки очень просты в освоении и потому их стоит рекомендовать начинающим спиннингистам как первоочередную приманку. В основу такого аргумента заложена мысль о том, что вертушка вполне неплохо ловит на и не требует каких-то изысков в анимации: забросил – тяни. Но это верно лишь отчасти. Понятно, что вертушка, как и любая другая приманка, не ловит сама по себе, а ловит, прежде всего, рыболов. Вот как раз здесь и начинают вырисовываться определенные тонкости использования такой «примитивной» приманки.

В первую очередь на себя обращает внимание разница в геометрии лепестка и уже это подстегивает к тому, чтобы задуматься о том, как они будут себя вести в одинаковых условиях. Если коротко, то чем уже лепесток, тем меньше он отклоняется от оси при вращении и тем меньшее лобовое сопротивление создает. Стало быть, такая вертушка при прочих равных условиях будет идти на большей глубине, нежели вертушка с круглым лепестком. И порой разница в глубинах существенная. Именно по этой причине и появились лепестки разных геометрий – чтобы быть готовым к меняющимся условиям. Так, на данный момент мы имеем три основных формы лепестка: Long, самый длинный, Aglia (иногда Colorado) как самый широкий и переходное звено – Comet. Данные названия закрепились благодаря вертушкам фирмы Mepps, в модельной линейке которых присутствуют вертушки этих трех типов. Помимо этой тройки есть еще и переходные формы, отличающиеся соотношением длины к ширине. Но на практике в повальном большинстве случаев нам будет достаточно трех основных форм, чтобы перекрыть возможные условия и запросы щуки.

Вертушки с лепестком типа Long применяются в основном для проводки против течения или на снос с забросом поперек течению. Относительно слабое лобовое сопротивление позволяет вертушке идти на достаточной глубине и не выходить на поверхность. Это как основное. Второй вариант – ловля на глубинах в два-три метра в водоемах со стоячей водой. Или такие условия, где щука реагирует на падение играющей приманки. Этот вариант предполагает в основном использование , но с вертушками в теплой воде все-таки результаты выше. Ко всему прочему, джиговая приманка выдает слабые колебания и двигается почти по прямой. В то время как вертушка падает по параболе и даже при медленном вращении колебания у нее более выражены.

Вертушки с круглым лепестком используются прежде всего в стоячих водоемах и на небольших глубинах. Но если ловля происходит на течении, а проводка делается вниз, то здесь вертушки с круглым лепестком на порядок переигрывают лонги. Правда, в этом случае стоит взять вертушку чуть большего веса.

Еще один момент, который зачастую невозможно определить без «купания» вертушки – это скорость вращения лепестка и плавность его «включения». Несмотря на то что эти два параметра идут в одной связке, они чаще всего не взаимозависимы. То есть не всегда высокая скорость вращения свидетельствует о быстром включении и наоборот. Если говорить о щуке, то для нее в девяти случаях из десяти имеет наибольшее значение именно плавность включения. Смысл в том, что щука по своей природе не отличается большой скоростью мышления и, соответственно, редко когда хватает приманки, идущие быстро.

Безусловно, есть такое понятие как reaction strike (рефлекторная или молниеносная поклевка), но для щуки оно больше актуально в те моменты, когда приманка появляется у нее перед носом буквально из ниоткуда. То есть в какой-то степени можно говорить о том, что щука клюнула от испуга. Таким образом, плавная проводка вертушки для щуки в приоритете. И основной момент, на который стоит обратить внимание – это возможность провести вертушку с такой скоростью, когда вращение лепестка находится буквально на грани остановки, и он периодически сбивается, но тут же снова включается в работу.

Проводка – не только равномерная

Вертушки относятся к категории приманок с активной собственной игрой и потому вроде бы не предполагают каких-то изощренных техник проводок. Но вести вертушку только равномерно – это сознательное сокращение результативности. Впрочем, даже у равномерной проводки есть много нюансов. Основным из них видится необходимость четкого контроля вертушки и особенно того момента, когда она включается-выключается. Все вертушки разные и к каждой нужно подстраиваться индивидуально. Умение четко контролировать вертушку позволит более точно определять скрытные поклевки, отличая их от повисшей травинки.

Волнообразная проводка вертушки очень эффективна в местах с донными неровностями. Например, такой акваторией может быть пруд, где донная трава образует некоторое подобие рельефа. Джиг в таких местах не особенно эффективен, а вот вертушка сработает хорошо. Но проводка не должна быть похожа на строгую синусоиду, но быть более индивидуальной – подстроенной под особенности конкретного участка. Проводка эта выполняется как удилищем, так и катушкой. Но лучше всего комбинировать оба варианта. Дело в том, что проводка удилищем лучше передает происходящее с вертушкой, а работа с катушкой здесь своего рода подстраховка бесперебойного вращения лепестка.

Как уже было указано выше, щука не проявляет особой благосклонности к быстродвижущимся объектам, поэтому вертушку стоит вести с максимально медленной скоростью для данных условий. Потому очень важно использовать вертушки с легким ходом. В настоящее время трудно дать какие-то рекомендации по конкретным моделям, чтобы была стопроцентная гарантия в их работоспособности на малых скоростях. Это связано с тем, что вертушки давно отошли на третий план в популярности и производители не особо заботятся о качестве. И речь необязательно о безымянных поделках из Азии – даже фирму Mepps эта проблема не обошла.

Восприятие вертушки рыбой

Почти все хищные рыбы ориентируются в поисках жертвы с помощью боковой линии. Вообще, если выстроить последовательность включения чувств, то получается примерно следующее: сначала рыба слышит, потом видит и после хватает. То, что в первую очередь воспринимает рыба – это инфразвуковые колебания, издаваемые любым объектом. Динамика колебаний у вертушки очень высока и поэтому о такой приманке можно говорить, как о полноценном поисковике, собирающем рыбу с достаточно больших площадей. Частично по этой причине некоторые производители начали выпускать вертушки с погремушкой. От обычных они отличаются тем, что их сердечник представляет немонолитное отягощение, но капсулу, где свободно перемещаются шарики. Мотивация таких вертушек в том, что они «слышимы» с большего расстояния и в мутной воде лучше них нет ничего. Но это далеко не так. Во-первых, рыба слышит не звук объекта, а инфразвук – это очень разные вещи. Во-вторых, в повальном большинстве случаев эти погремушки влияют на рыбу очень негативно. На пресноводную уж точно. И в-третьих, единственные колебания, которые нужны рыбе – издает лепесток. Потому, чтобы увеличить «шум» в мутной воде достаточно просто увеличить размер вертушки.

Здесь может последовать вопрос о тандемах и его восприятии щукой. Преимущества перед обычной однолепестковой вертушкой у них нет никакого. В отличие от спиннербейтов, где два лепестка – это классика проверенная годами позитивного опыта, в случае тандема речь идет скорее о маркетинговом ходе. То есть, если есть конструкция тандема – ее включают в модельную линейку, что в определенной степени увеличивает процент продаж, не более того.

Еще раз о размере

Щука – это та рыба, с размером приманок для которой мельчить не стоит.

Для любого водоема подойдут номера 3 – 5 вертушек Comet и Aglia, 2 – 4 для блесен с лепестком Long. Это та золотая середина, которая ловит абсолютно все размеры щук. Но бываю ситуации, когда щука ловится исключительно на мелкие вертушки первого номера. Тем не менее, такое явление нужно рассматривать, прежде всего, как случайность, а не закономерность.

Это для окуня разница в пару миллиметров между длинами лепестка бывает критична, но для щуки – нет. В то же время не стоит упираться в макроблесны, вроде Musky Killer и чего-то подобного. Да, они ловят щуку, но с ними уже речь идет исключительно о трофейной рыбалке. То есть на вертушку весом в 50 грамм поймать что-то менее трех-четырех килограммов невероятно сложно. И при этом они практически не увеличивают размеры добычи. Так, если на них ловятся только трехкилограммовые «шнурки», то упираться дальше нет смысла – ставим аглию №№3-4 и продолжаем ловить такие же размеры. Причем что характерно, поклевок часто становится больше.Вертушка хоть и обладает определенной универсальностью применения, но ее нельзя использовать всегда. Период использования вращающихся блесен применительно к щуке ограничивается периодом теплой воды. В какой-то степени, это те приманки, которые включаются в работу позже всех и раньше всех выключаются. Если ориентироваться на цифры, то основная вилка температуры воды для вертушки начинается и заканчивается примерно на 7 – 10 градусов. Причиной этому служит то, что с какой бы скоростью вертушка не вращалась, ее колебания все равно слишком интенсивные для холодной воды. В принципе, есть случаи поимки щуки на вертушку в то время, когда на водоеме уже есть закраины, но это опять же редкое исключение. Ко всему прочему, в холодной воде рыба (любая) двигается меньше, а добиться работы от вертушки на «нулевой» скорости невозможно.

Водоемом номер один для вертушек можно назвать торфяные карьеры и вообще любые пруды, где максимальная глубина редко превышает трех метров. На подобных акваториях вертушка сильно конкурирует с воблерами-минноу, но в случае со щукой эти два типа приманок стоит рассматривать как взаимодополняющие. К тому же, если ловля происходит с расчетом на быстрый результат, то тактика может быть такой: ищем щуку «быстрой» вертушкой, а долавливаем – воблером. Скорость здесь нужно рассматривать не как быструю проводку, а как динамику. В случае, когда динамика должна быть высокой, вертушка сильно переигрывает воблер-минноу.

Вращающиеся блесны являются одними из наиболее распространенных типов спиннинговых приманок, которые используются едва ли не с первых дней изобретения спиннинговой рыбной ловли. Применяются для ловли, практически, любой хищной рыбы и очень эффективны для рыбалки на щуку и окуня .

Данная приманка в традиционном исполнении представляет собой стержень из проволоки, вокруг которого вращается, под действием сопротивления воды, металлический лепесток.

Именно это вращение, заложенное в основу ее принципа работы, послужило причиной названия блесны – «вертушкой». Под лепестком располагается сердечник (груз), а в качестве зацепа, как правило, используется тройной крючок.

Примечателен тот факт, что вертушка ничем не напоминает живую рыбку, которую она имитирует – не своим внешним видом, не игрой в воде. И при этом такая приманка является очень эффективной, а в некоторых случаях даже незаменимой. Секрет – в сильнейшей гидроакустической волне, которую она создает.

Хищная рыба замечает ее боковой линией, расположенной с обеих сторон ее тела и способной улавливать звук на частотах недосягаемых для нашего слухового аппарата. Причем обращает внимание на блесну из далека, поскольку в плотной водной среде звуковые волны слабо затухают, из - за чего передаются на большие расстояния.

Наблюдая за поведением хищных рыб, ученые обнаружили, что слепая на оба глаза щука способна долгие годы обеспечивать себя пищей благодаря боковой линии, служащей ей в качестве естественного радара, наделенного ей природой.

Номер вертушки условно указывает на ее размеры и вес, определяется числами от 00 до 6 в следующем порядке:№00; №0; №1; №2 ; и т.д. до №6. С возрастанием числового значения номера, увеличиваются геометрические размеры приманки. В большинстве случаев номер и вес вертушки обозначается на ее упаковке, но многие именитые производители рыболовных принадлежностей, дублируют их на лепестке вертушки.

Конструктивные особенности вертушек.

Конструктивно вертушка – достаточно простая приманка , не использующая каких-либо сложных и ультрасовременных технологий. Как уже упоминалось в самом начале статьи, все очень просто – через сквозное отверстие сердечника пропускается металлический стержень, на нем с помощью хомутика крепится лепесток, вращающийся вокруг него во время движения.

Металлический стержень с обоих концов закручивается в петли, к которым: с одной стороны привязывается основная , а на другом держится крючок - тройник.. Между хомутом и сердечником расположены металлический шарик и конус – отражатель, выполняющие роль подшипника и уменьшающие трение в точках соприкосновения, во время вращения лепестка.

Также существуют вертушки, не использующие хомут в своей конструкции. В них лепесток надевается прямо на стержень через сквозное отверстие, устроенное в нем.

Безхомутовые вращающиеся блесны являются достаточно узконаправленными, в силу того, что имеют фиксированный угол вращения, но для отдельных случаев, связанных с условиями и приемами ловли, эта особенность может считаться идеальной.

Благодаря своей конструкции такая приманка способна «заводится» буквально с первых секунд погружения, она не падает камнем ко дну, а спокойно опускается по спирали, благодаря медленно вращающемуся лепестку выполняющему функцию парашюта, но при условии, что леска свободна от натяжения, а скоба лесоукладывателя после заброса остается открытой до тех пор, пока приманка не погрузится.

Как правило, в заросших местах - типа «жабовников» (болот) осуществить полноценную длительную проводку весьма затруднительно, а используя бесхомутовую вертушку , можно прицельно забросить ее в окно (чистое от растительности место) и уже рассчитывать на поклевку в первый момент погружения или кратковременной проводки.

Еще одна разновидность вращающихся блесен – так называемые тандемы, в которых используется два лепестка сразу, причем лепестки имеют разный размер и частоту вращений. Также в качестве тандемов используют комбинированный монтаж вертушки с мягкой приманкой или мушкой. Комбинированные блесна - тандемы объединяют в себе качества нескольких приманок и очень эффективно используются для ловли крупных рыб, наиболее ярко показывая себя при охоте на щук.
Самые распространенные способы классификации вертушек – по форме подвижного лепестка и по характеру огрузки. Рассмотрим каждый из видов отдельно и подробнее.

Классификация вращающихся блесен по форме лепестка.

По форме лепестка все вертушки делятся на три класса предложенные известной французской компанией Mepps:

  • Аглия (Aglia);
  • Комета (Comet);
  • Лонг (Long).

Каждый из типов вертушек отличается не только формой лепестка, но и еще одним чрезвычайно важным параметром – углом вращения (не распространяется на безхомутовые блесна).

Вертушки «Аглия» имеют достаточно крупный и выпуклый лепесток, почти правильной круглой формы, а угол вращения составляет 60 градусов. Такой внушительный угол способствует не менее серьезному лобовому сопротивлению приманки, обуславливая целесообразность применения с ней поверхностных проводок с погружением на 50 - 80 сантиметров, а также использования блесны в стоячей воде.

Что очень уместно при ловле в водоемах с большим количеством донных водорослей, коряг и прочих препятствий на пути приманки. Незаменима блесна "Аглия" при ужении на течении; в силу своей внушительной упористости, она позволяет достаточно медленно проводить себя по ходу водотока.

Вертушки данного типа имеют высокую частоту вращения, заводятся с небольшой задержкой необходимой для раскачивания лепестка, хорошо работают как на медленной проводке, так и на быстрой. На них хорошо ловится большинство хищных рыб, а некоторые их виды просто обожают высокие частоты вращения блесны, издающие мощную вибрацию при быстрой проводке.

Блесны на форель выпускаются именно с такой формой лепестка и очень хорошо себя зарекомендовали при ужении в верхних слоях водоемов, предпочитаемых семейством лососевых рыб. Высокочастотные колебания очень хорошо привлекают окуня, который также не равнодушен к вращалкам с формой лепестка «Аглия».

Вертушки типа «Комета» оснащены лепестком овальной формы, а его угол вращения составляет 40-50 градусов. Это – идеальный вариант для облавливания в толще воды. Многие специалисты считают их самыми универсальными, позволяющими использовать разный характер и скорость проводки и ловить рыбу на разной глубине, причем как на течении, так и в стоячей воде.
На «Комету» ловится практически любая хищная рыба, этот тип лепестка можно считать «золотой серединой» между его узкой и округлой формой.

Вертушки «Лонг» имеют длинный и узкий лепесток, похожий на листик ивы, вращающийся во время проводки под углом 30 градусов. Такой угол и форма лепестка обеспечивают минимальное лобовое сопротивление и низкую частоту вращения лепестка. Блесна очень быстро заводится, хорошо работает с медленным темпом проводки даже на пределе останова лепестка.

«Лонги» хорошо подходят для быстрой воды, удерживаются на течении, а также используются для придонной ловли. Блесны на судака, предпочитающего охотиться ближе ко дну, имеют типичную форму лепестка, щука тоже не оставляет без внимания низкочастотные колебания лепестков «Лонгов».

Классификация вращающихся блесен по методу огрузки.

По способу расположения сердечника или специального груза, вертушки делятся на две категории: заднеогруженные вертушки - сердечник находится позади лепестка и следует за ним;

переднеогруженные вращающиеся блесна - груз размещен перед лепестком. Расположение огрузки в конструкции блесны достаточно серьезно влияет на ее поведение в рабочем состоянии и требует особого подхода и разных способов проводки.

Переднеогруженные (джиговые) вертушки имеют фиксированный или съемный груз. Их часто называют неогружеными вертушками, потому как съемная конструкции груза позволяет использовать блесну без него.
Вертушки с передней огрузкой очень хорошо подходят для ловли на глубоководных участках, причем играть такая блесна начинает уже при погружении и используется с большим спектром проводок, в том числе и ступенчатой. Такие вертушки летят на достаточно приличное расстояние и отлично работают на разных глубинах, в средних и нижних горизонтах, что также является их достоинством.

Самыми распространенными и популярными считаются заднеогруженные вертушки, их можно рекомендовать начинающим спиннингистам для освоения данного типа приманок. Они конечно уступают в дальности заброса блеснам с передней огрузкой, но летят очень неплохо и могут одинаково активно использоваться как с берега, так и при ловле с лодки.

При правильном выборе типа и размера такой вертушки и удачно подобранном способе ее проводки на нее можно поймать любую хищную рыбу.
Существуют также неогруженные блесны, которые вообще не имеют сердечника как такового, но это слишком легкая и специфическая приманка - «на любителя». Для использования легких приманок требуется удилище с тестом 1 - 7г и быстрого строя , обращение с которым требует определенных навыков. Можно далеко бросать легкие приманки более мощным удилищем, используя специальное приспособление – бомбарду , но это уже другая тема, требующая отдельной статьи.

Цвет блесны.

При выборе окраски вертушки необходимо учитывать не только особенности водоема, о которых мы уже говорили, но и определенные обстоятельства, такие как: освещенность и температура воды. Оба фактора напрямую связаны с временем суток и погодными условиями.

Видимость и температура воды очень сильно влияют на поведение и активность как хищных, так и мирных рыб.
В соответствии с этим, при выборе вертушки необходимо акцентировать внимание не только на ее размере и формы лепестка, но и на цвете блесны. Первостепенная задача рыболова - обратить внимание рыбы на приманку и спровоцировать атаку на нее. Для этого необходимо правильной подобрать цвет блесны и способ ее проводки.

В чистой, прозрачной воде лучше использовать темные, не слишком «слепящие» приманки, а в мутной воде – наоборот. Но даже в самой мутном водоеме не советую ловить вертушкой начищенной до зеркального блеска – она может отпугнуть хищника своим неестественным блеском. Блесна должна мерцать в водной толще, а ее отблески походить на отражение света от рыбьей чешуи.
При очень ярком солнечном свете сильно сверкающую блесну можно слегка закоптить над огнем, придав ей легкий эффект «тонировки».

В целом же, выбор цвета именно вертушек чуть менее критичен, чем других видов приманок, поскольку решающим фактором для успешной ловли в этом случае все же является не внешний вид, а гидроакустика. Если и стоит обращать внимание на цвет приманки так это на окраску ее сердечника, так как, в конечном итоге, на нем сосредотачивается внимание объекта ловли. Часто в блеснах используют опушку или цветной кембрик, маскирующий крючок – тройник.

Окраска сердечника и опушки имеет особое значение при ловле некоторых видов рыб, проявляющих интерес к определенным цветам. По моим наблюдениям окунь неравнодушен к красному цвету, судак любит серые и коричневые тона, а щуке больше нравится белая и кислотная окраска.

Достоинства и недостатки вращалок.

Главным достоинством вращающихся блесен является их простая конструкция обеспечивающая хорошую уловистость и позволяющая легко и просто осуществлять их ремонт. Широкий ассортимент блесен облегчает их выбор и возможность приобрести качественные вращалки по относительно недорогим ценам. Более того, имея навыки слесарного дела, вращающиеся блесна можно изготовить самостоятельно.

Стоит отметить и то, что вращающиеся блесны пользуются повышенным спросом среди начинающих любителей спиннинга, поскольку техника их использования не требует специальных навыков и способна обеспечить хорошим уловом. Большинство опытных спиннингистов отдают предпочтение именно этой приманке, потому что на нее чаще попадаются настоящие - трофейные экземпляры.

Недостатков у данного типа блесен практически нет, единственным и легко устранимым, можно считать закручивание лески, происходящее из-за вращения стержня приманки в месте с ее лепестком и влекущим за собой сход «бород».
Для устранения такого рода неприятностей достаточно перед лепестком слегка согнуть кончик осевого стержня, тем самым предотвратив его вращение. Также, в некоторых случаях, помогает использование плетеной лески, менее подверженной скручиванию или применение вертлюжка в месте соединения с ней.

Характерные особенности вращалок в некоторых случаях можно считать недостатками, а в отдельных обстоятельствах - достоинствами.

К одной из таких особенностей относится то факт, что для полноценной работы блесны ни что не должно препятствовать вращению ее лепестка и движению самой приманки. Это при том, что сама вертушка обязана все время находиться в подвижном состоянии, чему часто мешают ее открытые крючки - тройники, цепляющиеся за все, что возникает у них на пути. Подобные условия не всегда выполнимы, например: при блеснении в местах с густой донной растительностью или в водоемах с не совсем чистым дном.

Следующая деталь с которой следует считаться при использовании вращающихся блесен, это необходимость применения для них чувствительной и хорошо, позволяющей контролировать состояние лепестка.
Вибрация от вращающегося лепестка передается по леске на кончик вершинки, на само удилище и на катушку.

По кончику хлыста и колебаниям передаваемым на удилище можно судить о поведении блесны и определять даже незначительные поклевки рыбы. Также хорошо чувствуются колебания приманки во время намотки лески на катушку. Используя в комплекте с удилищем хорошую с достаточно свободным ходом ротора, можно без труда контролировать не только блесна, но и любые , при необходимости добавляя или убавляя темп вращения рукояти катушки.

Можно тренироваться и экспериментировать в прозрачной воде, наблюдая за блесной, соизмеряя и оценивая поведение снасти в разных ситуациях, анализируя и запоминая как приманка отзывается на определенные манипуляции удилищем и вращения катушки. Регулярно упражняясь наблюдая за блесной, со временем вы сможете без труда судить о положении и состоянии приманки во время ужения и легко управлять ею.

Горизонтальное расположение крючка - тройника в рабочем состоянии блесны способствует его зацепляемости, но тем самым препятствует проходимости приманки, не позволяет использовать ее в водоемах даже с негустой растительность.

Казалось бы, что в спиннинговой ловле нет секретов – забрасывай подальше, да мотай леску на катушку. Думать так – большая ошибка. Правильно выбранная скорость и характер проводки приманки влияет на результат рыбалки, едва ли не больше чем точно подобранная вертушка.
Конечно, дать какие-то однозначные советы какой проводкой ловить ту или иную рыбу, попросту невозможно, слишком много иных факторов. Но в целом следует придерживаться нескольких общих принципов, которые помогут Вам вернуться домой с хорошим уловом:

  • Чем активнее клев, тем быстрее проводка и наоборот.
  • В холодной воде приманка непременно должна двигаться медленно, в теплой – быстрее, но не обязательно.
  • При околодонной ловле сохраняем низкую скорость проводки, практически на уровне останова лепестка. Проводка при ловле в верхнем слое воды может быть самой различной и выбирается, в первую очередь, в зависимости от настроения самой рыбы. Умение улавливать настроение хищника приходит со временем.
  • Иногда, при проводке очень эффективна резкая пауза (8-10с), в момент нахождения приманки в верхнем слое водоема, обеспечивающая свободное падение блесны на самое дно. После чего необходимо поднять блесну со дна резким рывком и начать равномерную проводку. Очень часто после рывка, поднимающего приманку со дна, тут же следует атака щуки. Объясняется это тем, что пока приманка падает, она обращает на себя внимание хищника, который не решается ее атаковать, пытаясь разглядеть. Рывок приманки, имитирующий попытку скрыться, служит сигналом к молниеносной атаке, упреждающей бегство жертвы.
  • Следующий очень эффективный прием - чередование ускоренной проводки с замедленной, используя для этого два - три быстрых оборота рукояти катушки, а следом два-три медленных, во многих случаях приносит хорошие результаты.

Там, где не удается ловить врашающимися блеснами из - за частых зацепов, на помощь спинингистам приходят силиконовые приманки - незацепляйки на .

Буду очень рад, если мои статьи помогут Вам в освоении вращающихся блесен и спиннинга в целом. Удачной рыбалки! Пожалуйста делитесь в комментариях своими мнениями и замечаниями.

Наша вертушечка… та самая, с грузилом и сердечником. Это именно та приманка, с которой начинали свой путь многие спиннингисты. Долгое время вертушка была самой универсальной приманкой, на нее ловил каждый, и особой нужды в воблерах и твистерах не испытывал. Ловили на вертушку практически любую хищную рыбу - от окунька до глубинного великана (сома), а слово «спиннинг» у каждого непременно ассоциировалось с вращающейся блесной .

А затем из-за океана к нам пришли силиконовые приманки, а вместе с ними стали обретать популярность у рыболовов и воблеры. И многие рыболовы начали приобщаться к нашим заокеанским гостям. Для многих вертушка была хорошей приманкой только в самом начале своего рыболовного стажа, а затем эти рыболовы стали больше увлекаться ловлей на другие приманки. И возвращаются они теперь к вертушке все реже и реже. Подхватывают их пыл и рыболовные издания, в которых предпочитают описывать способы ловли на новые приманки.

Вертушка там и рядом не стоит по количеству написанного материала. И теперь о твистере или воблере рыболову известно гораздо больше, чем о какой-то железке.

Для меня же вертушка всегда оставалась одной из любимых приманок.

Нет, конечно, я также увлекаюсь и другими приманками, особенно люблю джиггинг, но вертушку реже использовать не стал. И даже не могу точно сказать, какая из приманок самая лучшая. Многие рыболовы свято уверены в превосходстве какой-то одной, но это их мнение очень далеко от правды. Как правило, такие рыбачки толком и не знакомы с другими приманками, просто «к этой» у них душа лежит.

На самом же деле все приманки полезны, и время от времени каждой из них может болезненно не хватать на рыбалке. Например, при выезде на незнакомый щучий водоем придется тащить с собой весь арсенал воблеров, но так и не найти подходящего. А можно взять обыкновенную вертушку, и наловить без проблем щучек 1-2 кг, к тому же, зацепов меньше будет. Хочу сказать, что вертушку незаслуженно обделили вниманием, в хороших руках это отличная приманка, пригодная для самых разнообразных условий. Вот сейчас мы и поговорим о возможностях обыкновенной вертушки, и как она вас выручит на рыбалке.

При ловле вертушкой, как и при ловле любой другой приманкой, со временем рыболову открываются ее новые свойства, порой даже весьма неожиданные. С каждой рыбалкой узнаешь ее новую особенность, открываешь для себя новый вариант проводки, новую тип заброса и т.д. И так любая приманка, на первый взгляд простая и примитивная, превращается в надежного друга и помощника. Вот о ее реальной помощи и будем говорить. Никакой вам лирики, только факты - кого ловить, где и кого. Расскажу о реальных ситуациях, которые со мной происходили. Ну а для начала о самих вертушках .

Самая популярная фирма, производящая вертушки - это Mepps . Мы не будем вникать в тонкости их производства, просто констатируем тот факт, что большинство рыболовов покупает вертушки именно этой фирмы. Наверное, не последнюю роль здесь играет и цена приманки.

Кроме того, эти приманки очень удобны тем, что отличаются высокой повторяемостью от образца к образцу. Купив одну такую вертушку и освоив ловлю ей на рыбалке, знайте, вы освоили не одну блесну, а целую модель. О других вертушках, а тем более о воблерах такое не всегда получается сказать. Теперь после обрыва вам не нужно подстраиваться под новый образец.

Теперь немного критики в адрес вертушек. Например, многие не любят воблеры, так как два тройника очень способствуют частым зацепам. Но, кажется, все было бы ничего, если бы цена воблеров была пониже. Вертушки тоже цепляются, и долго в своих коробках не живут. В тех же озерах при ловле щуки рыболову нужно привыкать к их частым потерям. Точно так же, как и воблеры, вертушки очень боятся травяных зарослей, и ловля щуки порой может принести рыболову такие убытки, что он позавидует карпятникам. Хотя, карпятникам и без этого есть чему завидовать, а вот если сравнивать вертушки с воблерами, то разница в количестве обрывов будет незначительна. В пользу вертушек, естественно. Расстраиваться не нужно, так как частые потери - это обыкновенное дело для новичка. С опытом вы будете уверенно проводить вертушку в самых труднодоступных местах, а каждая потерянная будет возмещаться вам рыбой.

Ну а на первых порах лучше приобрести для вертушек хороший отцеп. Неплохо зарекомендовали себя отцепы фирмы «тритон» . Такие отцепы позволяют рыболову доставать приманку из самых разнообразных мест. Ведь вертушку поджидают не только «естественные» опасности - коряги, заросли, камни, но и старания некоторых рыбачков, больших любителей быстрой ухи - сети и другие плетеные снасти. Вот последние - это настоящая проблема. Если при зацепе за куст мощность лески еще позволит выдернуть из него жмут водорослей, то при столкновении с сеткой у вас два варианта - или обрыв, или вы вытаскиваете сетку из воды. Если, конечно, эта сетка по дороге еще за что-нибудь не зацепится.

Чтобы читатели случайно не запутались, немного остановлюсь на конструкции и характеристиках блесен с грузилом-сердечником. Заодно не будем дальше мучаться с аргументацией. Итак, характеристика блесен зависит от таких вещей, как форма лепестка, вес сердечника, и способ крепления этого лепеска к арматуре. По способу крепления лепестка различают два типа блесен. Первый - лепесток крепится к арматуре посредством дужки. И второй - лепесток имеет специальное отверстие, через которое проходит арматура. Такие блёсна более популярны, как in-line, то есть, «в одну линию».

Блесна первого типа, в свою очередь, делятся на три основных вида. По крайней мере, если смотреть на модели фирмы Mepps.
Это Aglia Long, Comet и Aglia . Все они относятся к тем блеснам, у которых лепесток вращается на дужке. А все эти названия означают определенный угол отклонения лепестка от оси при вращении. То есть, отклонение сердечника блесны. Так, самый большой угол отклонения имеют блесны Aglia. Промежуточное значение имеют блесны Comet, а Aglia Long - наименьший угол отклонения.

Благодаря разному углу отклонения каждая блесна при проводке ведет себя неодинаково. Чем больше угол отклонения лепестка, тем больше его сопротивление при проводке. Особенно интересную форму имеют лепестки блесен типа in-line. Верхняя часть лепестка таких блесен выгнута в противоположную сторону, относительно основной части лепестка. Этот выгиб служит своеобразным антикрылом, который стабилизирует вращение. Ведь наклон основной части слишком велик для равномерного хода блесны, а благодаря верхнему выгибу достигается равномерность при проводке.


Эти три вида блесен - Comet, Aglia и Aglia Long, имеют также и разную форму сердечника. Так, у блесен с лепестками Aglia (№4, №5) или Aglia Long (от №3 до №5) сердечник внешне похож на личинку насекомого. Кроме того, он довольно тяжел, у остальных блесен сердечник весит меньше. У блесен меньшего размера - Comet, или тех же Aglia и Aglia Long, только меньших номеров, сердечник выполнен из латуни, имеет, как правило, цилиндрическую форму. Блесны же типа in-line имеют свой вид сердечника. Он выполнен из того же материала, что и у блесен меньших размеров - латуни, но только уже в виде капли.

Такое разнообразие форм лепестков, а также их сердечников, делает вертушки очень универсальными приманками. Нужную приманку можно подобрать практически для любых условий, будь это водоем с глубиной 5м, или полметра, будь это озеро, или горная речка с бурным течением, в дождь или зной, идеальная приманка найдется всегда. Ну а теперь поговорим о самой ловле на вертушки.

Итак, описываю первую жизненную ситуацию. Предстояло нам однажды рыбачить на маленькой узенькой речушке, которых предостаточно в любой области любой страны. Ширина такой речки не превышала 15 метров. Такие речки встречаются везде, вот только в разном состоянии. Часто рука человека такие небольшие симпатичные речки превращает в сточные канавы, где не то что рыбу ловить, руки споласкивать не хочется. Средняя глубина речки равнялась полтора метра, хотя имелись в достаточном количестве ямки поглубже - 2-3 метра. Берега этой речушки поросли кустарником, камышом, крапива встречается. По поверхности воды плавают кувшинки. Так как за речкой все же люди старались следить, она превратилась в отличное место для небольших щук. Щучки здесь небольшие - 1-2кг, при большой доле везения можно выудить и здешнего крокодила - 3-3.5кг, некоторым удавалось. Самая лучшая рыбалка получается тогда, когда вода в речке прозрачна, и отчетливее видна игра приманок. То есть, весной и осенью. В эти времена года щука наиболее активна, и при хорошем вооружении и стабильном клеве запросто можно наловить до 20 щучек за день. Словом, на место прибыли, теперь к ловле.

Снасть собрана, перед глазами уже открытая коробка с блеснами. Нужно выбрать подходящую блесну, и рука произвольно тянется к наименьшим - вертушкам №2, №3. Кажется, на такой мелкой и узкой речушке логично выбирать что-то полегче и поменьше. Это действительно так, но не при осенней (или весенней) ловле щуки.

Вот теперь мы переходим к особенностям ловли щуки на вертушки, и я вам расскажу, почему мелкие вертушки в данном случае лучше не использовать.

Особенности ловли щуки на вертушки

Во-первых, давайте вспомним характер щуки. Рыба очень жадная, если у нее перед носом проплывет какая-то живность, она ее обязательно схватит. А мы ловим сейчас не просто щуку, а активную щуку. И в это время даже 300-граммовый щуренок готов разорвать в клочья на первый взгляд огромную блесну. Например, Aglia Long №5. Мне часто случайно попадались щучки на воблер, который не намного меньше их самих. Этот аппетит щуки нам поможет, главное понимать, что такая ее жадность - обыкновенное дело.

Второе. Хорошей рыбалке могут помешать условия ловли. Часто приходится мириться с тем, что стоянка щуки находится на солидном расстоянии от рыболова. И провести приманку в том месте, где мы увидели ее бросок, не всегда возможно. Больше скажу, так в большинстве случаев и происходит. Даже в этой речушке мне часто приходилось наблюдать броски щуки у противоположного берега, а вот забросить туда приманку мешали прибрежние заросли камыша и тростника, наверняка зацеп случился бы. Нам придется вести приманку на значительном расстоянии от щуки. И именно поэтому нам нужны хорошо видимые и хорошо слышимые приманки, чтобы привлечь хищника на расстоянии 10 метров.

В третьих. Крупная вращающаяся блесна - это увесистая и компактная приманка. Благодаря этим свойствам мы можем ее забросить далеко и точно. Мы не имеем проблем с ветром, который снесет легкую вертушку, и она плюхнется на воду в метре-двух от нужного места. Это очень важно, когда рыбачить приходится в прибрежни зарослях, когда как раз и нужна хорошая меткость заброса. А прибрежние заросли - самое привлекательное щучье место. Пользуясь своим опытом, скажу, что щука там есть всегда. Если щука вообще есть в водоеме, то в первую очередь она сидит в прибрежних зарослях и ждет проплывающих мальков. И очень часто так случается, что самым уловистым оказывается как раз то место, к которому вплотную не подберешься.

И четвертое, большая вращающаяся блесна - это хорошо управляемая приманка. Ее лепесток при вращении создает очень мощное сопротивление. И благодаря этому сопротивлению рыболов отлично чувствует приманку, ощущает, где она находится. Это позволяет проводить приманку в самых трудных местах, минуя лабиринты препятствий и легко выводя ее при необходимости то к поверхности воды, то опуская к самому дну. Рыбалка становится интереснее, а пик выброса адреналина рыболов испытает во время щучьего удара. Это надо ощутить. Легкой приманкой управлять сложнее, здесь нужно подбирать сверхлегкое удилище, чтобы так же чувствовать приманку.

Многие рыболовы не мыслят рыбалки без поляризационных очков. И при ловле в такой речушке при прозрачно воде можно собственными глазами наблюдать ход приманки, подход к ней щуки и момент удара. А также своевременно вносить коррективы.

Мелкие вертушки пригодны больше для других способов ловли. Хотя ту же щуку на них можно ловить вполне успешно. Просто, пользуясь ее природной жадностью, проще применить вертушки покрупнее. Мелкие вертушки будут более полезны на руках покрупнее, там, где нашей добычей может стать не толькощука, но иокунь,судак, и дажеязьсжерехом. Ловля на вертушки очень увлекательна, эта приманка имеет ничуть не меньше интересных свойств, чем воблеры или силикон.

В этой статье мы остановились на применении вертушек в водоеме с небольшой глубиной и рассмотрели особенности вертушек только в этих условиях. В дальнейшем мы еще вернемся к вертушкам, и я расскажу вам, как вам помогут вертушки на более крупных реках, как привлечь с их помощью крупного окуня или судака, как спровоцировать на атаку голавля и многие другие особенности этой приманки. Ни в коем случае не убеждаю вас отказываться от любимых воблеров, виброхвостов и прочих приманок. Но не забывайте, что вертушки тоже много чего могут.

Виниловые проигрыватели Technics на протяжении трех десятков лет были общепризнанным диджейским стандартом. Их производство в какой-то момент было прекращено, однако, под давлением общественности было возобновлено снова.

Продолжая небольшую серию материалов о диджейских технологиях Mixmag Russia разобрался в чем секрет успеха этих проигрывателей, а также попросил рассказать первых российских диджеев о том, каких трудов им стоило обзавестись первыми «Техниксами».

Любой человек, который хоть раз покупал какую-нибудь бытовую технику знает какие первые слова идут в начале технического паспорта. «Благодарим вас за то, что вы выбрали наш продукт. Мы надеемся, что использование нашего продукта доставит вам массу удовольствия». Модели виниловых проигрывателей Technics SL-1200/ 1210 Mk2 могут смело вычеркивать эти вступительные любезности из своего руководства просто потому, что те, кто покупает их точно знает, зачем и почему он это делает. Если продолжить рассматривать руководство, то можно вспомнить как руководства различных электронных устройств, вроде DVD-проигрывателей, факсов и цифровых камер просто-таки пестрят описаниями решений всевозможных проблем, которые могут возникнуть во время их эксплуатации. Руководство, идущее в комплекте с проигрывателей моделей 1200 (серебристые) и 1210 (черные) указывает всего 4 возможных неисправности: нет тока, нет звука, перепутаны каналы или фоновое гудение. Все идеальное - просто, иначе и сказать нельзя.

Какой-то человек окрестил эти вертушки как «идеальная конструкция получившая признание по всему миру». Книга рекордов Гиннеса это только подтвердила, назвав эти вертушки самым долго выпускающимся продуктом в сфере потребительской электроники. В то время как некоторые компьютеры, МР3-плееры или какие-то бытовые приборы устаревают уже в момент их покупки, виниловый проигрыватель, который выпускала японская корпорация Matsushita Electric Industrial Co. Ltd., под маркой Technics казалась застывшей классикой. Практически без всяких изменений эти вертушки производились 30 лет. Эти звуковоспроизводящие устройства последние десятилетия ушедшего века оказали довольно значительное влияние на современную музыку. На это указывают и многочисленные культурологические исследования, и громадный труд «Last Night A DJ Saved My Life» Билла Брюстера и Фрэнка Броутона посвященный становлению и развитию диджейства и танцевальной музыки.

Вертушки Technics можно рассматривать как своеобразную машину времени. Когда первые вертушки сошли с конвейера японского завода Matshusita в Иране Айятола Хомейни провозгласил Исламскую республику, Маргарет Тэтчер стала новым премьер-министром Великобритании и прозвище «железной леди» ей только предстояло получить, СССР ввел в Афганистан войска, Тарковский снял «Сталкера» а Pink Floyd записали свой знаменитый альбом «Wall», который советские цензоры запретят через некоторое время. Что звучало на советских дискотеках? Где-то уже были диск-жокеи (ну или ведущие диско-вечеров), где-то играли самодеятельные ВИА - вся музыка звучала с «бобин» - все-таки пластинки с адекватной танцевальной, как правило, западной, танцевальной музыкой шли на вес золота. Хотя где-то там, в далеком и непонятном Нью-Йорке уже выходили за узкие рамки нью-йоркского андеграунда первые треки, в которых использовались сэмплы и драм-машины, породившие, благодаря диджеям вроде Кул Хёрка (Kool Herc) или Грандмастера Флэша новые стилистические формы. Тогда диджеи сами модифицировали вертушки различных производителей и никто и не знал, что новая модель Technics 1200 станет главным диджейским инструментом на протяжении последующих 20 лет. Именно эта модель позволила с легкостью осуществлять еще робкие скрэйтчи и рэвайнды, запиливая «двенадцатидюймовки» до дыр.

В том же 1979 году вышел сингл смешавший в себе диско и хип-хоп: группа Sugarhill Gang записала «Rapper’s Delight», полностью выстроив его из басовой партии знаменитейшего диско-хита группы Chic «Good Times» и брейков группы Positive Force, а Fab 5 Freddy и Sugarhill Gang поверх этого начитывали рэп. Трек, длившийся целых пятнадцать минут, положил собой начало целого поколения треков, которые идеально подходили под новый тип проигрывателей. Обладающая кварцевой стабилизацией, за доли секунды набирающая нужные обороты модель SL имела солидное преимущество на рынке. Добавьте сюда солидный вес в 12 килограмм и хитро спроектированную форму, которая защищала вертушку от сотрясений. За это в диджейских кругах данные проигрыватели прозвали «wheels of steel» («стальные колеса») и к началу восьмидесятых вертушки Technics чуть ли не повсеместно в диджействе стали негласным стандартом. Если быть точным, то первую вертушку из модельного ряда 1200, компания выпустила в 1972 году, но только обзаведясь питчем, который позволял регулировать скорость вращения пластинки, плюс некоторые, поистине гениальные решения японских инженеров, в классику воплотились лишь в лице моделей SL-1200/1210 Mk2.

То, что эта вертушка проектировалась с учетом клубных особенностей намекает присутствие 4-полосного пунктирного рефлектора, расположенного на ободе диска, и дающего возможность на глаз подгонять скорость пластинки, когда затруднено освещение: если кажется, что полоска с самыми большими пунктирами при свете небольшого фонарика установленного на вертушке стоит, то это означает что пластинка проигрывается на нормальной скорости. Однако разработчики Technics пошли еще дальше. Явно воспринимая своего потенциального покупателя как человека серьезного: в официальном руководстве пользователя они сами указывали и предлагали различные модификации проигрывателя. К примеру, скорость «старт-стоп» механизма могла быть изменена чуть ли не одним движением отвертки. А пытливые обладатели вертушек впоследствии узнали, как увеличить питч, изначально позволявший изменять скорость в диапазоне +/- 8 процентов в два раза. В начале девяностых, во времена повсеместного разгула хардкора, брейкбита и джангла этим модификациям вертушки подвергались повсеместно.

Бог его знает, как долго бы просуществовали Technics на правах стандарта, если бы не цифровые технологии, позволяющие играть с чего угодно, хоть с пары айподов. Technics, конечно же, пыталась отвечать веяниям времени - в 2004 году компания запустила серию CD-вертушек, но на этом рынке тон уже задавала компания Pioneer, да и потом, вряд ли CD-вертушки смогут протянуть столько же, сколько их аналоговые собратья.

В 2010 году компания, как тогда казалось, положила конец легенде и стандарту, прекратив производство всего модельного ряда SL-1200. Долгое время фанаты по всякому пытались достучаться до директоров японской компании, и казалось что все усилия тщетны. Но в начале 2016 года Technics неожиданно восстала из пепла и анонсировала новую, улучшенную модель, которая должна продолжить классический модельный ряд. Конечно, винил уже давно не является единственным или главенствующим форматом среди диджеев, да и цена на новые модели выше среднего. Однако, вряд ли кто-то сможет сомневаться в том, что это своего рода классика, повлиявшая на музыкальную историю последних трех десятилетий, то, что это «одни из самых успешных музыкальных инструментов», как считает не только диджей Спайдер, но и многие поколения диджеев - здесь не остается никаких сомнений.

В конце восьмидесятых, когда все мы еще играли на «бобинах», благодаря редким видеоклипам с Запада, мы уже знали, что большинство тамошних диджеев играют на пластинках, так как существовали какие-то вертушки, которые позволяли, посредством питча, менять скорость. Как правило, этими вертушками являлись Technics модели 1200. В СССР тоже были виниловые проигрыватели, предназначенные для нужд дискотек - распространены были два комплекса - польские Unitra и чехословацкие Tesla. Такой комплекс включал в себя две вертушки, два бобинных магнитофона, два кассетных магнитофона и встроенный микшерный пульт. Скорость на вертушках изменять было нельзя, поэтому пользы от вертушек не было никакой. Ну и потом, доставать новые пластинки всегда было большой проблемой и вся новая музыка у нас появлялась как правило на бобинах, а несколько позднее на кассетах. Подгонять скорость мы учились на кассетных магнитофонах «Яуза», уже тогда пытаясь подгонять по скорости. Когда мы, уже в начале девяностых, работали в дискотеке «Jump», уже тогда была мысль обзавестись настоящими вертушками. Как раз тогда же в Москве появились первые музыкальные магазины, которые запустили американцы, не помню, к сожалению как они назывались, в которых можно было заказывать пластинки из-за рубежа. Как правило, это были испанские перепечатки разного рода техно-хитов, вроде Quadrophenia «Paradise» или Interactive «Who Is Elvis».

Более близкое знакомство с вертушками Technics у меня состоялось после знакомство с Олегом Оджо. Тогда же с ними познакомились и Женя Фиш и Боря Спайдер, которые на тот момент работали в дискотеке «Класс», куда я их привел, но к моменту знакомства с Оджо мы уже работали в новом молодежном клубе Игоря Силиверстова, который назывался Jump. Оджо, заинтересовавшийся тем, как мы пытались сводить музыку на бобинах, пригласил нас к себе в гости, сказав, что дома у него стоят вертушки. И он был первым человеком, который показал нам, как нужно сводить треки играя на пластинках. Хотя технический принцип мы уже понимали, так как до этого много и часто сводили на бобинах. Помимо Оджо, еще одна пара вертушек стояла на радиостанции Maximum. Но там они стояли мертвым грузом, так как пластинок на радио приходило ничтожное количество, а всю музыку радиоведущие ставили с компакт-дисков. Туда меня привел Артемий Троицкий, со словами «Давай ты будешь делать программу о танцевальной музыке» и регулярно снабжая андеграундной музыкой. Именно тогда я понял, что дальнейшего моего роста мне просто необходимо иметь собственные вертушки. К тому же, работая на американской, по сути, радиостанции, я имел возможность на регулярной основе заказывать свежий музыкальный материал на пластинках. Для того, чтобы заказать свои «техниксы» я обратился в компанию, которая занималась поставкой различного радио-оборудования в Россию. Они мне объявили цену - в долларовом эквиваленте это примерно столько же, сколько и сейчас стоит пара новых вертушек. Но по тем временам это были очень большие деньги. В итоге я решился на отчаянный шаг - в течении нескольких месяцев я сдавал свою квартиру и отчаянно экономя на всем в итоге смог заработать себе и на проигрыватели и на микшерный пульт компании Numark. Это пульт, кстати говоря, сейчас находится в «Аудио-школе». Через два месяца после заказа, компания, занимавшаяся доставкой, почему-то отправила их не ко мне домой, а на какое-то закрытое предприятие, и я потратил целых две недели на то, чтобы их потом оттуда вытащить, доказывая, что это ни какое не секретное оборудование. В итоге я их оттуда вытащил и, если не ошибаюсь, это были первые вертушки, которые стояли в клубе «Jump».

Глазеть на эти вертушки, конечно же, ходило много всякого народа. Помню, что приходил с друзьями Володя Трапезников. Пластинки привозил и Женя Жмакин, и я помню, году в 92-м или 93-м вместе с ним впервые в жизни съездил за пластинками в Лондон. Так что музыкальный материал постепенно набирался.

Моя первая пара простояла у меня дома довольно долго - восемь лет. Когда появилась новая модель - 1210 - эти вертушки я продал в музыкальный магазин Роме Диггеру, а себе приобрел новую пару, уже черного цвета, которые до сих пор со мной и сейчас находятся у меня в студии.

Первые «Техниксы» я увидел собственными глазами и потрогал собственными руками на вечеринке «Праздник» с участием Марка Каминса в Доме кинематографа и на выступлении MC Solaar в клубе Jump. И именно на этих вечеринках мы, в общем-то и посмотрели как можно управлять музыкой с пластинок. Лично я с «Техниксами» впервые поработал на радио Maximum и в клубе Jump. На них же я и научился. Когда Jump закрылся на летние каникулы я просто забрал эти вертушки себе домой и по нескольку часов в день, никуда не отходя, тренировался сводить. Однако первыми моими вертушками были не Technics а вертушки компании Gemini, так как на тот момент надо мной шефствовала эта компания. Впоследствии эти вертушки я их поменял на одну вертушку Technics, а вторую вертушку мне подарили уже друзья из El Cosmo Group. С этими вертушками была связана забавная история. Делая с Олегом Цодиковым в ресторане «Пекин» китайский Новый Год получилось так, что для того чтобы подключить обе вертушки нужно было отгрызть у новой совершенно вертушки провод. И впоследствии эта пара вертушек долгое время была прикреплена к одной вилке. Эпопея с покупкой вертушек длилась очень долго, так как тысяча долларов на начало девяностых это были ну очень серьезные деньги. Одна вертушка была серебристого цвета, другая черного. Прослужила мне эта пара очень долго, и сейчас они находятся на одном из островов в Хорватии, где их оставили после одной из вечеринок в 2005 году. Считаю, что вертушки Technics являются одним из самых лучших музыкальных инструментов, изобретенных в последнее время.

Впервые вертушки Technics я увидел на чемпионате DMC в Лондоне в 1983 году. Хотя на вертушках я начал играть и до этого - в 1979 году, когда мне было 12 лет я уже пытался что-то сводить. Причем это были самодельные вертушки, собранные из коробки и обычной вертушки с ременным приводом, под которые подкладывали ластики, которые служили своего рода амортизатором. Первым микшером, который я увидел в своей жизни был роторный Citronics. Но сильно диджейством я заинтересовался только после того, что увидел в Лондоне. Больше всего в Technics меня тогда поразило то, как на самой «тарелке» бегают дорожки, по которым можно определить скорость вращения. Еще меня зацепила скорость старта. Как правило, вертушки с ременным приводом очень долго разгоняются, а здесь раз - и поехало. Ну и, конечно же, подкупает её надежность и то, как она держит скорость, которая, если кто не знает, зависит от напряжения в сети. Мои первые Technics появились у меня дома, только когда я приехал в Россию, в 1991 году. До этого у меня не было нужды держать дома вертушки, потому что я не диджеил на регулярной основе. Когда я впервые приехал в Россию, в 1989 году - здесь вообще ничего не происходило. Ну и чтобы хоть как-то развлечься, некоторые экспаты, включая и меня, начали делать собственные вечеринки в ДК «Сокольники». И как-то раз, возвращаясь из Нигерии решил привезти с собой в Москву вертушки и пульт. Пускай, думаю, стоят. Причем за перевес я тогда сильно переплатил. А в самом начале девяностых я открыл клуб Palace, где тоже стояли вертушки и где начали работать два первых моих ученика - Нуждин и Змей. А ту первую пару своих вертушек, вместе с пластинками, которые я держал в ящике из под «Пепси», я безвозмездно привозил в клуб Jump где тогда уже работали Фонарь, Спайдер и Фиш. Правда играть на них они не умели, и поэтому на вертушках играл только я. Как играть на вертушках я показывал им у себя дома, куда они регулярно приезжали.

Первое мое знакомство с Technics произошло в Бельгии в 1992 году, на дискотеке, где мы тогда с Артемом жили. Правда, на тот момент мы этому факту особо не придавали внимания. Вернувшись в Москву и отработав в качестве диджея все лето 1993 года на CD-вертушках в «Эрмитаже» мы с ним донесли до владельцев мысль, что виниловые вертушки нам просто-таки необходимы. Убедив их в этом, мы уехали за ними в Бельгию. Вместе с вертушками мы привезли еще и кипу пластинок, которые приобрели у бельгийского дистрибьютера. И вот на этих вертушках и с этими пластинками мы с Артемом и учились. Потом, правда, пришлось эти вертушки оставить в «Эрмитаже». Правда именно на этих вертушках я научился играть - забрал их на время летних каникул и дома учился держать скорость, сводить и все то, что должен уметь диджей. Фонарь, я помню, научил меня вертушки настраивать, что тоже в этом деле играет очень важную роль. А те вертушки, которые стоят у меня в офисе, им уже под двадцать лет, наверное. Их мы как-то купили с Сергеем Тепляковым для своих мероприятий, и на которых я по-прежнему записываю все свои миксы и подкасты.

Первые свои вертушки (а всего у меня было где-то три комплекта) Technics, естественно бэушные, мне достались от Дэна. Дэну в свою очередь они достались тоже от кого-то, я думаю от Грува. Это были серебряные 1210 и они у меня пробыли года три, и потом, когда грянул в 1998 году кризис, мне их пришлось продать. Тогда у меня была критическая ситуация - нужно было платить за квартиру, а денег нет и не предвидится. А я тогда знал о том, что Шушукин тогда только начинал крутить пластинки и искал у кого бы купить вертушки. В итоге я ему звоню и говорю, мол, не нужны ли тебе Андрей вертушки? Он сначала недоверчиво переспросил, ну а потом купил. И хотя для меня это была драма, он меня тогда спас конечно. Интересно узнать куда он их дел, потому что они все-таки уже довольно старенькие были. Я помню, как в диджей-баре «Бублики», в мое отсутствие умудрились вывернуть тонарм так, что он встал вертикально.

А вообще я учился играть на проигрывателях «Вега». Там был уже какой-то свой питч с сильно плавающей скоростью, но он был какой-то настолько плавающий, что все мои первые миксы, которые попросил записать Зорькин, я записывал на адской скорости, и пластинки играли раза в полтора быстрее, чем им было положено. И когда я пришел впервые играть в «Relax», то на тамошних Technics у меня не свелась ни одна пластинка, потому что скорость там была абсолютно другая, и музыка звучала совершенно по другому. И я следующие две, наверное, вечеринки фактически учился сводить заново, на нормальной скорости. Это было в январе 1995 года. А уже чуть попозже я начал работать на «Станции», и там мне уже Дэн как-то походя, предложил купить у него вертушки.

О том, что диджеи играют на виниловых проигрывателях, я тогда не знал что это должны быть обязательно Technics, мне говорили мои друзья, что-то я слышал в программах Фонаря. При этом были еще видеоклипы, в которых мы всегда старались высмотреть то, что там диджеи делают с винилом, какие у него иглы, как он наушники держит. А вертушки в клипах обычно выглядели как небольшой космический корабль, где все крутится и мигает. Причем это ощущение у меня продержалось довольно долго. А сейчас они мне уже стали старым добрым другом. Хотя собственные вертушки у меня появились довольно поздно, где-то в 2004 году. До этого у меня стоял один проигрыватель Gemini, на котором я и прослушивал пластинки. Мне этого хватало. А так, я учился играть на ременном проигрывателе «Вега 109», который был соединен с пультом Gemini и вертушкой Gemini. Вот на этом комплекте я и тренировался. Первые Technics я увидел у своего друга, диджея Паши Кэша, который как-то купил себе красивые серебристые вертушки. Это было в 1994 или 1995 году. Очень часто я у него брал эти вертушки в аренду на вечеринки, за что до сих пор ему благодарен.

© 2024 Спортивный портал