Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Какие раньше были коньки. История возникновения коньков. Происхождение слова «коньки»

— обувь с прикрепленными лезвиями, предназначенная для прогулок или спортивных соревнований на льду. Полозы делаются из различных сплавов, в прошлых веках изготавливались из стали, а еще раньше — из костей животных. Лезвия крепятся к ботинку намертво или быть съемными. Интересно, что нет того, кто придумал коньки, ведь их изобрели еще в бронзовую эпоху.

Кто изобрел коньки?

Здесь узнаем, когда и где появились первые коньки, в каком веке. Конкретного изобретателя у этого инвентаря нет. Самое старое костяное изделие обнаружили в 1967 году на побережье Южного Буга рядом с Одессой. Возраст находки составляет 3200 лет. Первые упоминания о неких приспособлениях, одеваемых на ноги для хождения по льду, встречаются в древнегреческих источниках.

Согласно античным книгам, первые костяные коньки использовали киммерийцы — народ, обитавший на побережье Днепровского лимана, где найдены первые археологические находки. Параллельно подобные конструкции использовались и в других точках Земли: на территории России, Англии, Китая и в прочих уголках мира.

Из чего были сделаны первые коньки?

На территории Сибири изготавливались из моржовых бивней, а в Китае — из бамбука. В большинстве регионов мира использовалось дерево и кости животных, чаще — бедренные из-за длины, прочности и характерного изгиба тазобедренного сустава на одном конце.

Как первые коньки изготавливали из дерева и костей животных?

Для этого кость или дерево стачивали с одной стороны, чтобы образовалась плоская поверхность под подошву. С двух сторон проделывались отверстия, через которые продевались крепления для обуви. С другой стороны кости часто делалась продолговатая вырезка, в которую вставлялась плоская кость или дерево, игравшие роль лезвия.

Такие приспособления плохо скользили, поэтому люди отталкивались палками. Костяной инвентарь использовался вплоть до XIII века, так как железо в те времена стоило очень дорого, а кость прекрасно справлялась с поставленной задачей. Переход на железо состоялся лишь при расширении металлообработки.

Упоминание о костяных коньках встретилось в книге «Хроники знатного города Лондона», которую написал Стефаниус — монах XII века. Он рассказывал, что при замерзании болота, которое омывало северную часть городского вала у Муфильда, ребенок катался по льду, надевая на ботинки бедренные кости животных и отталкиваясь руками с помощью деревянных палок.

Когда появились первые коньки?

Теперь разберем, кто же завез коньки в Россию? Мы можем гордиться тем, что классический вид — стальные лезвия на ботинке — появился благодаря русскому императору Петру I. До этого лезвия крепились то к деревянным брускам, то к стальным трубкам, но это было неудобным для катания. Петр I с подобающей решительностью прикрепил деревянные коньки к сапогам, намертво прибив их гвоздями.

Он же и привез коньки в Россию, вместе с картофелем, модой на новую одежду и балы, кораблестроением и чугунным литьем. Указом Петра I в Туле началось производство коньков. После смерти императора наступила реакция, и о новой моде на некоторое время забыли. Возобновить ее удалось Александру I, который увидел Европу во время Наполеоновских войн.

Бурный рост популярности коньков и начался с 1842 года, когда залили первый каток. Речная или озерная гладь замерзает неровными буграми, так как вода при застывании расширяется, что сильно мешает новичкам осваивать искусство катания на льду. С момента возникновения ровной глади наступил спортивный бум.

В Российской Империи конькобежная организация открылась в 1864, а уже в 1887 г. прошли первые международные соревнования по конькобежному спорту, где победил знаменитый российский скороход и фигурист Александр Паншин. После Октябрьской революции катки для фигуристов и строились по всей стране.

Эволюция беговых коньков

История беговых коньков начинается в середине XIX столетия. Первоначально стальное лезвие крепилось на деревянной подошве и привязывалось к ноге с помощью ремней. Такая конструкция давала некоторую подвижность ботинка на ноге, что было существенным недостатком. В 1880 году созданы первые трубчатые коньки. Они крепились к сапогу сзади и спереди с помощью четырех и шести шурупов соответственно.

В 1887 году после победы Александра Паншина стал популярен его вариант коньков, где лезвие было удлинено и стало очень узким, а передняя часть слегка загибалась, при этом мешающий завиток отрезали. Следующее улучшение произошло благодаря норвежцу Х. Гагену, который сделал стальную трубку, а уже в нее вставил железный полоз.

Последующие изобретения происходили с материалом лезвия. На рубеже XIX и XX веков началось серьезное развитие химии. Было изобретено легирование стали, что увеличивало прочность полозов в два раза. Это позволило уменьшить толщину лезвия и сделать его легче.

Последнее радикальное изменение произошло в 1990 г., когда создали коньки с раскрывающейся пяткой, крепящиеся лишь на носке, из-за чего они стали походить на шлепанцы. Такое строение улучшило скольжение, облегчило бег, так как не надо было больше поднимать всю конструкцию.

Эволюция фигурных коньков

Исполнение прыжков, сложных движений на льду имело популярность и до фигурного катания. Первое объединение любителей открылось в Эдинбурге в 1742 г. Старт классическому фигурному катанию задал американец Хейнc, который в середине XIX столетия впервые исполнил танец на коньках под музыку.

Новая мода быстро набрала популярность, в 1871 г. фигурное катание стало видом спорта. В 1908 г. по этому виду спортивных состязаний прошли соревнования в первых летних Олимпийских играх. В программу включили выполнение трудных прыжков, поворотов и других трюков на льду.

Идеальная форма лезвия и ботинок находилась постепенно. В это время коньки стали гораздо короче, так как иначе партнеры мешали друг другу. Одновременно с этим удлинилась задняя часть, при этом впереди на полозах сделали зубцы, которые позволили выполнять сложные номера, стоя на пальцах.

В 1976 в список Олимпийских игр добавили танцы на льду, в это же время победителями первых соревнований по новому виду спорта признаны фигуристы СССР — Людмила Пахомова и Александр Горшков. К этому времени ботинок у коньков стал гораздо мягче.

Эволюция хоккейных коньков

Хоккей с шайбой появился в 1879 г. Однако в России он к Октябрьской революции не стал популярным. После прихода к власти пролетариата спортсмены стали играть в хоккей с надувным резиновым мячом, а вот пластиковую шайбу ввели лишь к 1946 г. На тот момент старинные коньки стали крайне неудобными.

Сначала укоротились лезвия, а позже их сделали значительно крепче благодаря легированию стали. Позднее ботинок стал устойчивее и подвижнее. На переднем конце полоза появился предохранитель. Последнее нововведение заключается в подвижности лезвий, которые при отталкивании отстают от ботинка, а обратно к подошве возвращаются с помощью пружины.

Эволюция роликов

Антикварные ролики середины XVIII века имеют крупные металлические колёса (значительно больше ступни) со спицами. Изобретение не обрело большой популярности, так как было практически неуправляемым. Первая успешная конструкция, сделанная в 1819 году, представляла собой двухполозные попарно закреплённые колёса. Такой антиквариат теперь можно увидеть в Лувре.

Современные роликовые коньки появились в конце XX века, когда колеса расположили в одну линию. Устройство хоть и было более трудным в освоении, но зато сильно снизило трение. Скорость катания мгновенно возросла. В 1995 г. состоялось последнее улучшение — ботинок роликов стал мягким.

Знаете ли вы?

Лезвие у коньков очень узкое, из-за чего на небольшом участке создается крайне высокое давление. Под этим давлением лед плавится, из-за чего появляется прекрасная смазка, которая сильно снижает коэффициент трения. Благодаря этому появляется легкость скольжения.

Первые лезвия имели сильно загнутый носок, из-за чего передняя часть полозьев напоминала лошадиную голову. Именно поэтому приспособление и получило своё название — коньки.

В детстве я очень любила смотреть с родителями фигурное катание. И если мама сопереживала неудачам спортсменов, пестрила какими-то специфическими терминами, обозначающими элементы, которые исполняли фигуристы, то я, маленькая девочка, во все глаза рассматривала костюмы выступающих девушек. Блестящие платья, совсем как у настоящих принцесс, и прыжки-взлеты - как по волшебству. Магия фигурного катания до сих пор живет в той маленькой девочке, которая просыпается в уже взрослом человеке, когда в поле моего зрения попадает этот вид спорта. И, мне кажется, что если театр начинается с вешалки, то фигурное катание - с коньков.

Как человеку впервые пришла в голову идея катания на льду - неизвестно. Возможно, что некий киммериец (а именно представителям этого кочевого народа историки приписывают создание прообраза современных коньков) вышел однажды на улицу, и на месте привычной водной глади протекающей рядом с домом реки эту самую гладь и не увидел. Собственно, гладь была, но поменяла свою структуру: плыть невозможно, а идти пешком - скользко. Как быть нашему киммерийцу? Ведь ему срочно нужно было попасть по своим кочевым делам на другую сторону реки! Почему он не воспользовался для этой цели более привычным для него способом - нам никогда не узнать. Может, этот киммериец обладал натурой истинного изобретателя? Иначе бы ему не пришло в голову создать первые в мире костяные коньки, чтобы быстро и легко передвигаться по замерзшему Днепровскому лиману.

Подобные киммерийским, костяные коньки использовались и гораздо позднее: по упомянутому лиману конькобежцы передвигались на них еще в VIII-VII веках до нашей эры, а европейцы катались примерно на таких же в XII веке. Об этом есть упоминание в «Хронике знатного города Лондона»: ее автор, монах Стефаниус, пишет о катающихся так:

Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…

Сложно представить мастерство этих «других», которые ухитрялись кататься на костях. Предложить сейчас такое средство передвижения современным спортсменам - думаю, они в лучшем случае покрутят кости с ремешками в руках, а в худшем - просто откажутся брать их в руки. Впрочем, они могут заинтересоваться иными вариантами: например, на Севере умельцы для изготовления коньков использовали моржовые бивни, а в Китае, за неимением оных, брали для той же цели бамбук. Катались по тому же принципу, отталкиваясь ото льда бамбуковыми палками. Первым конькобежцам была доступна не только прямая техника катания: они могли двигаться и вбок, с проскальзыванием. Современные техники становятся доступны только с появлением стальных коньков, которые не скользили по льду, а резали его благодаря остро заточенным кромкам.

В XIII веке на смену берцовой кости приходит дерево. В деревянный брусок вставляли заостренную с одной стороны металлическую полоску, и на такой вот конструкции скользили по льду. Только к XVIII веку коньки становятся полностью металлическими, причем форма их была такой, как желал сам заказчик. Желающий покататься рисовал примерный эскиз, и приходил с ним к кузнецу. Тот оценивал сложность работы, называл цену, и, если заказчик и исполнитель были довольны условиями друг друга, то в скором времени будущий конькобежец получал готовую продукцию. Отсюда и разница во внешнем виде коньков: изготовленные по индивидуальным чертежам, они практически не повторялись. Кто-то предпочитал, чтобы носок его конька был плавным и аккуратным, кто-то, наоборот, желал получить коньки с лихо закрученной спиралью, а иные, идущие на поводу своего эстетического чувства, просили украсить их «транспорт» по корабельному типу. Чаще всего на носках появлялись миниатюрные лошадиные головы, которыми украшали нос кораблей. Может, отсюда и произошло их современное название - «коньки»?

Украшения были разнообразными, а вот форма, как и способ крепления, - стандартными. Так, Петр I, прибыв в Европу, не просто наблюдал за развлечением европейцев, но и пожелал сам к нему присоединиться. Однако местные конькобежцы, привязав лезвия к обуви на время катания веревкой, после него отвязывали коньки и продолжали свой путь в тех же сапогах или ботинках. Петр счел это весьма неудобным, и намертво привинтил выданную ему пару к своей обуви. Конечно, он же царь - у него сколько угодно пар запасных сапог, к любым из которых можно прикрутить коньки. Покатался от души, и убрал в темный угол до следующей зимы, чтоб глаза не мозолили. Европейцы же не оценили благородной идеи своего царственного гостя, и продолжили привязывать свои коньки веревками.

Когда Петр I вернулся домой, то одним из первых его распоряжений была организация собственного производства коньков, которое в скором времени и было налажено на тульских заводах. Московская и петербуржская знать быстро заинтересовалась новинкой (допускаю, что не по своей воле, потому что после смерти монарха увлечение потеряло свою популярность, а показные катания на радость новатору были всего лишь попыткой подлизаться). Вскоре на застывших реках и озерах раздавался веселый шум, идущий от развлекающихся горожан. Сохранилось даже воспоминание о том, как москвичи, современники Петра, приняли европейскую забаву:

Москвитяне усердно учились кататься на коньках, причем они неоднократно падали и сильно ушибались. А так как они по неосторожности иногда катались по тонкому льду, то некоторые из них проваливались по шею в воду. Между тем они отлично переносили холод и потому не торопились надевать сухое платье, а продолжали кататься еще некоторое время в мокром. Затем уже переодевались в сухое платье и снова отправлялись кататься. Этим они занимались так ревностно, что делали успехи, и некоторые и них могли отлично бегать на коньках…

Может, действительно увлечение москвичей катанием на коньках было показным, из страха прогневить вспыльчивого правителя, но большей части развлечение пришлось по душе. Несмотря на его спад после смерти Петра I, век спустя Пушкин отметил, как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек. Немного забегая вперед, скажу, что упомянутое Пушкиным «зеркало» было не таким уж гладким, и его неровность доставляла конькобежцам немало неудобств, однако первый каток появился только в 1842 году: его залил житель Великобритании Генри Кирк.

А что Европа? А там - в частности, первопроходцами оказались шотландцы - в 1604 году открылся первый конькобежный клуб, участники которого даже устраивали соревнования. Их суть состояла не просто в забеге на определенную дистанцию: по пути еще нужно было перепрыгнуть через три шляпы, уложенные на пути конькобежца, и подобрать одну монетку. Ну и, разумеется, прибыть к финишу первым. Приз, за исключением шляп, доставался победителю, а потому азартные шотландцы имели хоть малую, но все же мотивацию в финансовом плане. Норвежцы пошли еще дальше: именно там, в 1888 году, появились первые тонкие лезвия, благодаря чему беговые коньки можно было назвать уже профессиональными. Однако в борьбе за звание мирового чемпиона по конькобежному спорту в классическом многоборье, развязавшейся в 1889 году, стал вовсе не норвежец, а потомок тех самых московитов, которые еще не так давно впервые встали на коньки - Александр Паншин. Примерно в этот же период основано и Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках.

XIX век приходит с «подарком» как для любителей, так и для профессионалов конькобежного спорта: целых три новых модели коньков. И трубчатые, и трубчатые, но со вставленным в трубку лезвием, и состоящие из двух отдельных частей, крепящихся друг к другу. Появился прототип современного конька, создателем которого стал знаменитый американский фигурист Джексон Хейнс. Мастера по его индивидуальному заказу создали коньки без всяких трубок, - просто прямое тонкое лезвие, конец которого был круто загнут. Хейнс был настолько уверен в превосходстве выбранной им формы, что выступил в этих коньках перед российской императорской фамилией. По воспоминаниям очевидцев, находившихся 7 февраля 1865 года в саду Таврического дворца, Романовы были восхищены искусством американского конькобежца, который весьма натурально изобразил все затруднения новичка в этом виде спорта, а потом и подробно рассказал, чем помогут ему изобретенные собственно Хейнсом коньки. Похвала венценосного семейства была весьма лестной. Но название «коньки Хейнса» в России не прижилось: у нас эту форму окрестили «снегурками». Их можно увидеть на любой новогодней открытке, сюжет которой развивается вокруг Снегурочки, катающейся на коньках.

А дальше… дальше коньки развиваются стремительно. Для нескольких видов спорта, в которых они являются неотъемлемой частью снаряжения участника, появились свои формы. Для фигурного катания, для хоккея, для бега и для танцев на льду, и, как апофеоз - роликовые коньки, для тех, кто не желает расставаться с любимым занятием даже в жаркий период.

На коньках по замерзшим рекам рассекали, по-видимому, еще киммерийцы. И было это порядка 3200 лет назад в Северном Причерноморье. В 1967 году археологи нашли на берегу реки Южный Буг, что неподалеку от Одессы, самые древние на сегодняшний день коньки - они были сделаны из костей домашних животных и крепились к ногам при помощи кожаных жгутов. А катались на них как на лыжах - отталкивались при помощи деревянных палок. Но можно ли приписывать изобретение коньков доскифским племенам, сказать сложно, потому что подобные приспособления были и у других народов.

К примеру, у древних китайцев, которые, правда, вместо костей использовали свой любимый бамбук. А по мнению итальянских исследователей Федерико Ферменти и Альберто Минетти, рассчитавших энергетические затраты на передвижение по глубокому снегу и льду, костяные коньки были в ходу и у жителей современной Финляндии еще 3000 лет назад. По мнению тех же ученых, пользовались спросом они и у древних жителей нынешней Германии. Костяные «лезвия» находят на раскопках древнего Новгорода, Старой Руссы и Старой Ладоги. Это означает, что славяне тоже охотно использовали быстроходные «кости», а вот жители Сибири крепили к ногам моржовые бивни. В первую очередь, вероятно, это делалось не из любви к потехе, а для увеличения скорости передвижения в зимнее время.

Но особым почетом коньки пользовались в Голландии и Англии. Правда, было это уже в Средние века - именно с тех времен сохранилось множество находок и письменных свидетельств использования коньков. В XII веке автор «Хроники знатного города Лондона» монах Стефаниус писал: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица или копье, пущенное из баллисты…» Ценой за такие развлечения были сломанные ноги, руки и ребра.

В XIII веке в Голландии и Исландии догадались, наконец, делать лезвия коньков не из плохо скользящих и слабо управляемых костей животных, а из деревянных брусков, к которым крепили ножи - заточенные металлические (железные или бронзовые, стали в те времена, конечно, не было) полоски. По старинке они крепились к обуви кожаными ремнями, а вот палки можно было выбросить, ведь для того, чтобы придать себе ускорение, отныне достаточно было лишь оттолкнуться ногой. Поэтому коньки все больше используют не только для передвижения, но и «как роскошь» - для зимней забавы. Особенно повезло странам, которые имели множество каналов и рек, замерзавших в стужу.

Об этом наглядно свидетельствуют работы голландского художника Хендерика Аверкампа, написанные в начале 1600-х годов и изображающие веселых жителей Нижних Земель, лихо скользящих по льду, а некоторых - с подобием хоккейных клюшек в руках. Именно такой увидел Голландию Петр I во время своей знаменитой поездки по Европе в конце все тех же 1600-х. И, помимо прочих новшеств, привез с собой в Россию европейские коньки, приказав наладить их производство в Туле. Считается даже, что именно великий реформатор первым додумался приколачивать коньки сразу к обуви, а не привязывать шнурами. В исторических хрониках рассказывается о том, как Петр привинтил лезвия к своим сапогам и бодро заскользил «в сторону верфи, где проходил стажировку». Кстати, в те времена на длинных загнутых носках коньков мастера часто вырезали фигуры коней. Катание от этого удобнее не становилось, но красиво же! От этих коней и произошло слово «коньки».

После смерти «русского Гамлета» увлечение коньками на Руси, понятное дело, сошло на нет. Но уже через сто лет Пушкин писал «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек». Впрочем, как можно догадаться, «ровные стоячие реки» были отнюдь не ровными и причиняли конькобежцам массу неудобств. И в 1842 году некий лондонец по имени Генри Кирк залил первый каток - поверхность его была гладкой и риск провалиться под воду был минимален. А в январе 1889 года в Амстердаме прошел первый в истории чемпионат мира по конькобежному спорту. Особенно приятно, что выиграл в нем вовсе не голландец с потомственной страстью к катанию, а российский конькобежец по имени Александр Паншин. Кстати, именно ему приписывают изобретение беговых коньков, в которых убран мешающий развивать скорость передний завиток и удлинено лезвие (тоже для увеличения скорости). А в 1892 году некий норвежец Х. Гаген еще больше усовершенствовал беговой конек, впаяв лезвие в трубку.

И тут понеслось. В 1908 году фигурное катание (появившееся официально в 1871-м) стало первым зимним видом спорта, вошедшим в программу Олимпийских игр. Тогда же шведский фигурист и первый в мире чемпион по фигурному катанию на Играх в Лондоне Ульрих Сальхов предложил делать на передней части лезвия зазубрины - для лучшего торможения. В 1914-м американский производитель клинков Джон Штраус изобрел первый в мире закрытый стальной носок для конькобежных ботинок, чтобы усилить жесткость и обезопасить ногу. На протяжении всего прошлого века коньки меняли форму лезвия, то укорачивая его, то удлиняя. К примеру, в конце 1950-х хоккеисты называли свои коньки «спотыкачками», потому что гонять шайбу на них было не очень удобно - они больше напоминали фигурные из-за почти прямого угла лезвия. Зато в 1990-х появился принципиально новый вид коньков - удобный для быстрого бега. Их прозвали «шлепанцы» - из-за «отрывающейся» пятки. А в 1994-м на Олимпийских играх в Лиллехаммере мир увидел «утюги» - коньки на сплошном лезвии, которые докатили экс-чемпиона мира по бегу на коньках голландца Ринтье Ритсма до бронзовой медали (чем он остался недоволен, поэтому уже в следующей дистанции надел свои старые коньки - с отверстиями в лезвиях).

Подвидов современных коньков очень много, а вот видов всего шесть: прогулочные, прогулочные для туризма (отличаются от первых более длинным и к тому же сменным лезвием; легко заменяются на лыжи), коньки для шорт-трека, конькобежные, хоккейные и коньки для фигурного катания.

https://www.moya-planeta.ru/travel/view/istoriya_veshhej_konki_43716/
Это копия статьи, находящейся по адресу

В конце XVII века приехал в Голландию русский плотник Петр Михайлов. Он старался ничем не отличаться от других мастеров. Жизнь вел самую обычную - изучал корабельное дело, ходил закупать припасы на обед, а в отсутствие хозяйки сам готовил еду. В свободное время с удовольствием бегал на коньках по льду. В то время коньки каждый раз привязывали ремнями к сапогам. Это скучное занятие быстро надоедало плотнику, и он просто наглухо прибил коньки к подошвам.

Вскоре вокруг плотника стали собираться любопытные, но отнюдь не из-за его выдумки - на коньки мало кто обращал внимание.

Голландцы, бывавшие в России по торговым делам, «опознали» в плотнике русского царя Петра I и рассказали об этом. Вот какую запись оставил в своем дневнике любознательный голландец Яков Номен - персонаж романа А. Н. Толстого «Петр Первый»: «Царю не более недели удалось прожить инкогнито; некоторые, бывшие в Московии, узнали его лицо. Молва об этом скоро распространилась по всему нашему отечеству. На амстердамской бирже люди ставили большие деньги и бились об заклад, действительно ли это великий царь или только один из его послов».

Прошло более 150 лет, и в Петербург приехал американец Джексон Гейне, который считается отцом современного фигурного катания. Он придумал новое лезвие конька и крепко присоединил его к ботинку. Но когда стал рекламировать свое изобретение, то с огорчением узнал, что оно совсем не ново и настоящим изобретателем следует все-таки считать Петра I.

Старинные японские и европейские коньки.

Каков же возраст коньков? Никто, к сожалению, не даст ответа на этот вопрос. Можно только предположить, что прежде всего они появились там, где было много гладкого льда, в то время как лыжи - в тех местах, где выпадало много снега. Известно одно: уже несколько тысяч лет назад наши предки увлекались катанием на коньках, сделанных из ребер или трубчатых костей крупных животных. Обычно кость распиливали вдоль, шлифовали ее и сверлили несколько отверстий, чтобы привязывать ее к обуви. Это подтверждают раскопки археологов. В Британском музее хранятся коньки, на которых катались несколько тысяч лет назад. Долгое время они считались самыми древними, и родиной коньков слыли Англия и Скандинавские страны. Но недавно в Казахстане были найдены, пожалуй, самые древние коньки на Земле. Относятся они к бронзовому веку. Это тщательно отполированные кости какого-то животного. В носке и конце конька - дырочки для крепления.

Каток XVIII в.

Шло время, менялись форма коньков, способ крепления, материал, из которого их делали. В XVII-XVIII веках коньки изготавливали из дерева, а снизу и спереди обивали железом.

А почему, собственно говоря, «коньки»? Откуда такое название? «Коньки» - слово чисто русское. Оно образовалось от слова «конь» - переднюю часть коньков часто украшали головой коня. Вот и получилось название предмета по его украшению - несущие нас вперед маленькие кони. Кстати, слово «конек» имеет и другое значение. Конек или князек, конь, князь - верхнее ребро, гребень крыши. В русских постройках конек сверху для большей прочности покрывали толстым выдолбленным бревном. Оно называлось «охлупень», а выходящий на фасад его конец вырезался в виде коня или боевой птицы.

В наши дни коньки с легкой руки Петра I наглухо прикрепляют к обуви. Фигурные - с помощью винтов, а хоккейные и беговые - с помощью заклепок.

Разновидностей коньков достаточно много. Для тех, кто только приобщается к этому виду спорта, подойдут «снегурочки» - они устойчивы. Если же вы любите скорость, нужны коньки легкие, с длинным тонким лезвием - беговые. Хоккеисты пользуются двумя типами коньков: для русского хоккея и хоккея с шайбой. У первых лезвия немного короче, чем у беговых, а у вторых - слегка изогнуты. Это не случайно: во время напряженной, скоростной игры на этих коньках легче маневрировать на льду. Особые коньки у фигуристов - спереди зубчики, а лезвие заточено желобком.

Но какими бы удобными ни были коньки, они могут «подвести», если лед окажется плохим. Мастеров по приготовлению льда на больших катках называют ледоварами. Приготовить хороший лед - и наука, и искусство. Вот как, например, заливают беговую дорожку. Делают это, как правило, ночью, когда мороз покрепче.

Заливочная машина проходит первый круг, затем делает остановку, чтобы образовалась ледяная корочка. Потом снова в путь, а он не близкий. Чтобы получить 20-сантиметровый слой льда, машине нужно проехать по кругу 800 раз - 320 километров!

Для хоккейного поля лед готовят иначе: сначала поле засыпают снегом, а затем укатывают. И только после этого льют воду. Кроме всего прочего, лед «гранят» - строгают, шлифуют, заливают горячей и холодной водой. Все зависит от мастерства и опыта ледоваров. Ведь надо учесть и состояние льда, и температуру воздуха, и наличие осадков, и многое другое.

Работу ледоваров значительно облегчило появление холодильной техники. Первый каток из искусственного льда был сооружен в 1876 году заводом холодильных машин «Челси» в США. К концу века ледовыми аренами обзавелись Париж, Лондон и другие города мира.

Но есть коньки, на которых можно кататься, не думая о состоянии льда. Потому что он не нужен вообще. Зато нужны особые коньки - роликовые. Они, кстати, не так молоды, как кажется. Им более 200 лет. История их демонстрации публике и смешная, и грустная. Изобрел роликовые коньки мастер музыкальных инструментов. Он жил в Лондоне. Чтобы привлечь внимание к своей выдумке, он как-то въехал на них на пышный бал-маскарад, играя на скрипке, однако вовремя затормозить не смог. В результате... скрипка сломана, разбито огромное зеркало, а сам выдумщик серьезно порезался.

Странные бывают порой повороты в истории изобретений. Казалось бы, после такой «премьеры» репутация роликовых коньков навсегда подорвана. Но недлинная дощечка с колесиками, которая крепится к обуви ремешком, начала завоевывать мир. С середины прошлого века в Европе и Америке строят залы и мощеные площадки для катания на роликах. Не отстает от Европы и Россия. Однако поначалу «роликобежцы» появляются только на ярмарочных аренах да выступают в эстрадных ревю. Но вот на новые коньки встали спортсмены, потом балетные артисты. Ну как от них могли отстать вездесущие мальчишки, тем более если они «при деле»?

Роликовые коньки XIX в.

На роликовых коньках носились по улицам американских городов мальчишки-газетчики, новшество быстро освоили и письмоносцы, и курьеры - люди нередко почтенного возраста. Во многих странах большую часть рабочего дня на роликах стали проводить служащие аэропортов, ткачихи при обслуживании станков, рабочие крупных сборочных цехов, экскурсоводы в музеях. Если вам удастся посетить Лувр - такие коньки могут предложить и вам.

Современные роликовые коньки.

Очень скоро оказалось, что катание на коньках-роликах не только приятно, но и полезно. Оно способствует развитию координации, совершенствует вестибулярный аппарат. Пользоваться роликами может практически каждый, и возраст здесь абсолютно ни при чем. Чтобы кататься на них, сохраняя равновесие, не надо никакой специальной подготовки.

Но ролики не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Например, в 1978 году - году роликового бума в Америке - в больницах оказались 93 тысячи юношей и девушек с переломами рук и ног. И это благодаря простым пока роликам, на которых не использовались специальные средства для увеличения скорости. А таких средств немало. Вот только некоторые из них.

1906 год. Франция. В одном из парижских парков испытаны моторизованные роликовые коньки. Каждый конек имел свой миниатюрный одноцилиндровый бензиновый двигатель с бензобаком и аккумулятором.

1915 год. США. Изобретены колесные коньки, которые движутся при помощи небольшого электрического мотора, а аккумулятор прикрепляется к широкому поясу.

1980 год. ФРГ. Усовершенствованы моторизованные коньки, их мотор стал более миниатюрным, управление осуществляется с помощью специального привода.

1983 год. Франция. По асфальту на роликовых коньках катит юноша. В руках у него вентилятор. Сила тяги такова, что увлекает вперед человека.

Сравнительно недавно в Америке роликовые коньки превратились в «доску на колесах». Катание на ней требует большой смелости и ловкости. Может быть, поэтому она так быстро завоевала популярность у молодежи во всем мире? По новому виду спорта уже проводятся соревнования, на тротуарах и асфальтированных площадках часто можно видеть ребят, ловко балансирующих на стремительно мчащихся досках на колесиках - скейтах...

Знаешь ли ты?

  • Другое название - цедрат (Citrus medica). Растение рода Citrus семейства рутовых. Родина - Индия и Южный Китай
  • Лимон - вечнозеленое плодовое дерево семейства рутовых, в дикорастущем виде лимон сейчас не встречается. Небольшое вечнозеленое дерево с пирамидальной
  • Как здорово в морозный день бежать с друзьями на каток! А там соревноваться кто быстрее и у кого вираж круче. И мне всегда казалось, что и коньки назвали коньками, из-за того что они так быстро мчатся. Ну совсем как кони!

    И действительно, русское слово «коньки» образовались от слова «конь». Но не из-за скорости, а потому что раньше переднюю часть коньков украшали головой коня.

    Оказывается, любили кататься на них и наши далекие предки. Недалеко от Одессы археологи раскопали две пары самых древних коньков из всех, когда-либо найденных на планете. Им более трех тысяч лет! Сделаны они из клыков моржей и костей животных. Первые коньки были похожи на лыжи, так как не имели заостренных ребер. И отталкивались люди при помощи палок, поэтому двигались на коньках быстро и уверенно.

    Из чего только не изготавливали коньки! В Китае к ботинкам прикреплялись куски бамбука, в Сибири ездили на клыках моржей, в Казахстане делали коньки из костей лошадей.

    Шло время, менялись форма коньков и материал, из которого их делали. В 17 веке коньки изготавливали из дерева, а снизу и спереди обивали железом.

    В начале 18 века на севере Европы появились первые стальные коньки, но их крепление было слабое, они часто слетали с ног любителей покататься на льду. Прочное крепление придумал наш В исторических хрониках рассказывается о царе Петре I, который поразил голландцев своим неординарным решением: он привинтил коньки прямо к сапогам и лихо заскользил к верфи, где проходил стажировку. По возвращении в Россию, он приказал наладить производство коньков в Туле. Со смертью Петра увлечение коньками сошло на нет, тем не менее сто лет спустя Пушкин отмечал, «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек».царь Петр I, который увлекался катанием на коньках. Он решил, что коньки и обувь должны составлять единое целое и прикручивал коньки к сапогам.

    Москвичи с большим старанием учились кататься на коньках, о чем остались прелюбопытные воспоминания современников, написанные в 17 веке. «Москвитяне усердно учились кататься на коньках, причем они неоднократно падали и сильно ушибались. А так как они по неосторожности иногда катались по тонкому льду, то некоторые из них проваливались по шею в воду. Между тем они отлично переносили холод и потому не торопились надевать сухое платье, а продолжали кататься еще некоторое время в мокром. Затем уже переодевались в сухое платье и снова отправлялись кататься. Этим они занимались так ревностно, что делали успехи, и некоторые из них могли отлично бегать на коньках...»

    Если сначала коньки использовались только как средство передвижения, то затем стали любимой забавой зимой. Первый конькобежный клуб открылся в 1604 году в шотландском городе Эдинбурге. Сохранились даже условия, обязательные для конькобежцев, которые хотели стать членами клуба. Надо было проехать круг на одной ноге, перепрыгнуть через три шляпы, поставленные одна на другую, на большой скорости поднять монетку, лежащую на льду.

    Самые первые коньки для бега с тонким лезвием, были придуманы в 1888 г., двумя норвежскими бегунами изобретателями. На таких коньках увеличилась скорость спортсменов и первым чемпионом мира по скоростному бегу на коньках, стал русский спортсмен Александр Паншин.

    А что только сейчас не вытворяют фигуристы на льду. Ну и коньки у них, конечно, особенные! Сейчас для каждого вида спорта существует свои собственные коньки. Это конькобежные коньки, коньки для шорт-трека, хоккейные, фигурные коньки, а также прогулочные для туризма. А началось-то все с прочной косточки!

    © 2024 Спортивный портал