Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Упражнения для растяжки пальцев для пианистов. Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук. Программа тренировок для повышения силы пальцев

Каждый день наши руки трудятся. Но мы так мало внимания уделяем здоровью, состоянию связок и кожи рук. Это возвращается к нам хрустом суставов, ощущением напряжения в кистях и ухудшением состояния кожи. Решить эти проблемы поможет гимнастика для рук.

Упражнения для рук – это решение возникнувших проблем, профилактика болезней связок и суставов, а для детей они служат механизмом развития речи, мелкой моторики, памяти и внимания. Также они активно задействованы как метод реабилитации после инсультов и черепно-мозговых травм.

Для выполнения гимнастики суставов не нужны особые условия. Упражнения, направленные на укрепление кисти и пальцев, можно делать даже за столом. Чтобы повысить их эффективность, придерживайтесь следующих правил:

  • выполняйте упражнения для пальцев регулярно и систематично,
  • все комплексы выполняйте обеими руками и в одинаковом темпе,
  • дышите свободно, не задерживая дыхание,
  • делайте 2-3 повторения комплекса в течение дня,
  • не отвлекайтесь, концентрируйте внимание на упражнениях.

Тибетские монахи не начинали утро без зарядки для суставов рук. Они признавали её чудодейственным способом для восстановления энергии и считали источником поддержания жизненных сил. Научным подтверждением этого факта служит наличие множества рефлекторных клеток на наших ладонях.

Разминка для снятия усталости с кистей рук

Такая зарядка будет особенно актуальной для тех, кто долго работает за клавиатурой компьютера или заполняет множество бумаг вручную. Ещё лучше упражнения для кистей рук ежедневно выполнять каждому человеку для поддержания здоровья суставов и сохранения молодости кожи. Перейдём к упражнениям.

  1. Сначала сожмите кисти в кулак и повращайте ими по 10 раз в каждую сторону.
  2. Сильно зажмите руку в кулак и задержите на несколько секунд. Расслабьте руку. Повторите по 10 раз.
  3. Натяните кисть максимально на себя, потом от себя. Сделайте по 5 раз каждой рукой.
  4. Сожмите кулак, поочерёдно разжимайте и сжимайте пальцы, следя, чтобы остальные оставались неподвижными.
  5. Положите кисти на твёрдую поверхность и поочерёдно поднимайте каждый палец, не отрывая остальные.

Эти лёгкие упражнения служат прекрасной профилактикой заболеваний суставов и снимают усталость с рук после трудового дня.

Упражнения для укрепления кистей и пальцев рук

Часто люди, которые начинают заниматься спортом, замечают неприятные ощущения в кистях. Опытным спортсменам знакома эта проблема, они знают о важности крепких кистей при упражнениях с гантелями, штангами и отжиманиях. Следующие упражнения направлены на кисти, их укрепление и подвижность.

  1. Плавно сгибайте кисти, сжатые в кулак, в лучезапястном суставе вперёд-назад, до ощущения приятного растяжения. Выполните 5-10 раз.
  2. Активной рукой охватите ладонь пассивной руки и отводите её в стороны, вверх и вниз. Выполните по 5-10 повторений для каждой руки.
  3. Охватите ладонь пассивной руки активной рукой, сгибайте и разгибайте её в лучезапястном суставе. Делайте до приятного ощущения растяжения в суставе.
  4. Поставьте локти на стол, ладони соедините вместе. Плавно опускайте ладони вниз, раздвигайте локти в разные стороны. Выполните 10 раз.
  5. Поставьте ребро ладони на твёрдую поверхность. Сгибайте каждый палец так сильно, насколько это возможно. Выполните по 5 раз.
  6. Соедините ладони в горизонтальном положении. Сгибайте пальцы одной руки, создавая сопротивление второй рукой. Повторите 10 раз.

Также помогут укрепить ваши кисти различные приспособления. Например: экспандер, теннисный мячик, специальные резинки, которые нужно сдавливать или растягивать. Такие занятия, как прыжки на скакалке, вис на турнике, или лепка из пластических материалов выступают как отличная гимнастика для пальцев.

Гимнастика для улучшения гибкости пальцев

Большую часть времени суставы работают однообразно, не реализуя свои возможности. От этого движения теряют скорость, гибкость и ловкость. Если вы столкнулись с потерей былой подвижности рук, вернуть её помогут упражнения, направленные на кисти и пальцы.

  1. Проведите лёгкий массаж кистей, используя крем или масло.
  2. Сожмите кисти в кулак, делайте круговые движения в одну сторону 10 раз и в другую.
  3. Каждым пальцем сделайте воображаемый «щелбан». Повторите 5-7 раз.
  4. Делайте круговые движения подушечками пальцев, плотно прижав подушечку одного пальца к другой. Начните с большого и указательного и продвигайтесь далее. Сделайте по 7 повторений.
  5. Поочерёдно надавливайте подушечками одной руки на подушечки другой руки. Сделайте 10 повторений.
  6. Плавно сожмите руку в кулак, потом медленно разожмите. Повторите 10 раз.
  7. Поочерёдно вращайте каждым пальцем в одну и другую сторону. Сделайте по 5 раз.

Детская гимнастика для пальчиков

Развитию кисти у ребёнка от 1 до 5 лет способствует лепка из глины или пластилина, завязывание узлов, собирание мозаики, игры с мячиком. С детьми школьного возраста в связи с подготовкой к школе и большой нагрузкой на кисти во время письма важно делать упражнения для пальцев.

  1. Упражнение «Петушок». Сцепите ладони в замок. Левой рукой нажмите на тыльную сторону правой. Вы должны разгибать ладонь, имитируя гребень петушка.
  2. Упражнение «Дорожка». Большой палец одной руки положите ногтем вниз на большой палец другой руки, получились две ступеньки. Далее все пальцы своими кончиками поочерёдно кладите друг на друга, имитируя ходьбу по дорожке.
  3. Упражнение «Стоножка». Пальчики поставьте на край стола и, перебирая ими, перебегите к другому краю стола.
  4. Упражнение «Слоник». Указательный и безымянный, большой и мизинец – это ноги слона. Средний палец вытянете как хобот. Слон должен медленно идти, поочерёдно ступая каждой ногой.
  5. Упражнение «Фонарики». Сожмите кулак. Выпрямите ладонь и раздвиньте пальцы, сжимайте и разжимайте их.
  6. Упражнение «Тесто». Имитируем руками процесс замешивания теста. Упражнение направлено на разработку кисти.

Чтобы упражнения для пальцев рук сделать интересными детям, сопровождайте занятие забавными историями или звуками.

Массаж кистей рук

Массаж станет прекрасным дополнением к упражнениям, направленным на подвижность кисти. Он производит положительный эффект на суставы, мышцы и кожу.

Начиная массаж, вы должны нанести на кожу рук крем или масло. Начните с лёгких поглаживаний кистей рук. Затем круговыми движениями промассируйте каждый палец и сустав. Согните указательный и средний пальцы, словно выжмите ими каждый палец. Сделайте круговое поглаживание лучезапястного сустава. Закончите массаж лёгкими поглаживаниями.

Делать массаж следует вечером, лучше перед сном. Противопоказаниями к массажу служат ранки, трещины на коже, грибковые заболевания и повышение температуры тела.

Выполняя вышеописанные упражнения, вы сможете надолго сохранить здоровье ваших суставов, продлить молодость и красоту ваших рук. Приятным дополнением станут свежие мысли и бодрость. А наш сайт предоставит вам возможность быть здоровым до кончиков пальцев.

Детская пальчиковая гимнастика, разрабатывающая пальцы рук, универсальна и позволяет заниматься с каждым воспитанником по отдельности или с целой группой. Главным критерием для достижения результата является регулярность упражнений. Ежедневные короткие занятия помогают способностям закрепиться и совершенствоваться.

Пальчиковая гимнастика – это проверенный инструмент для тренировки точности и координации движений верхних конечностей.

Физиологически связь между формированием навыков речи и четкостью выполнения тонких действий руками объясняется соседством в головном мозге областей, контролирующих эти процессы. Потому, упражняя пальцы ребенка уже с первых месяцев, легко можно стимулировать образование способности говорить у детей.

Совершенствование произношения – это не все плюсы занятий на моторику. Воздействие на определенные участки на ладонях и фалангах оказывает благотворное влияние на работу всех систем организма. Делая массаж этих точек или выполняя специальные действия, можно улучшить работу головного и спинного мозга, органов пищеварительной системы, выделительной и кровеносной систем.

В практике дошкольного воспитания задачи для развития моторики пальцев очень распространены и выполняют целый ряд функций. Минутные увлекательные инсценировки с пальцами позволяют избавиться от лишнего напряжения, нервозности, повышенной утомляемости воспитанников, наладить с ними психоэмоциональный контакт.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей, проводимая с музыкальным сопровождением, также дает возможность привить любовь к музыке, воспитать чувство ритма, развить музыкальный слух.

Современным детям предоставлено мало возможностей для развития точности движений. Тесная взаимосвязь между возникновением речевых умений и согласованностью движений вынуждает искать способы совершенствования последней.

Совершение несложных заданий тренирует способность запоминания, учит сосредотачиваться, согласовывать произносимые слова с заданной постановкой рук. Кроме того, такого рода игры – отличное средство подготовки основы для формирования навыков письма.

В группах раннего возраста гимнастика более ориентирована непосредственно на движения. Дошкольники постарше занимают более активную позицию в процессе, выполняя необходимые действия и одновременно проговаривая соответствующие слова.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей в воспитательной практике может быть включена по сути в любой режимный момент. С помощью коротких тренировочных комплексов можно легко завладеть вниманием группы, заменяя виды деятельности, совмещать активные спортивные тренировки с другими видами занятий, помочь дошкольникам собраться и сконцентрироваться.

А в ходе проведения всякого рода праздничных мероприятий и конкурсов пальчиковые постановки просто незаменимы.

Участие дошкольников в такого рода театрализованных играх оказывает содействие не только становлению координационных умений, но и стимулирует фантазию и раскрывает творческий потенциал. Представляя себя персонажем повествования, ребенок может сам придумывать реплики или пересказывать уже заученный ранее текст.

Виды пальчиковых игр

Вариантов сценок для развития ловкости манипуляций руками много, но все их условно можно разделить на категории:

Перечисленными вариантами занятия для слаженности движений верхних конечностей и пальцев не ограничиваются. Совершенствованию точных манипуляций способствуют такие занятия, как перекатывание объемных тел в ладонях и между пальцами, лепка из пластилина, глины, песка, различные техники рисования, шнуровки, нанизывание и перебирание предметов на нитку.

Эффективны задания, требующие совершения вращательных движений кистью, конструирование, плетение. Такие занятия задействуют все мышцы кисти руки, благотворно воздействуя на координацию и легкость движений.

Подготовка к проведению занятий

Пальчиковая гимнастика категорически не рекомендуется в тот момент, когда дети болеют или испытывают какой-то дискомфорт. В качестве главной рекомендации по освоению упражнений для становления точных движений пальцев рук является положительная атмосфера в коллективе.

Перед воспитателем в первую очередь стоит задача установки эмоционального контакта с каждым ребенком.

В занятия, проводимые с группой, необходимо обязательно вовлечь каждого участника. Важно вызвать интерес к такому виду деятельности и поддерживать его на протяжении всего урока. Нельзя акцентировать внимание, если какое-то действие не получается у малышей сразу. Тем более не стоит давать негативных оценок по этому поводу. Для отработки правильного выполнения нужно просто повторить показ.

Как и в любой зарядке, начинать желательно с разминки. Для этого можно покатать в ладонях карандаш или массажный мяч. Желательно сопровождать манипуляции словами, поскольку так воспитанники учатся слушать и понимать сказанное, сопоставлять смысл текста с производимыми действиями.

Лучше всего малыши воспринимают упражнения в сочетании с короткими стишками или песенками. Для разминки также подходит легкий массаж каждого пальца в отдельности и всей кисти. Взрослый может легко помассировать детские руки, но можно научить ребенка выполнять самомассаж. Следующей ступенью тренировки выступают непосредственно тренинги.

Продолжительность занятий в разных возрастных группах

Продолжительность занятий для разных возрастов может варьироваться. Как правило, сами тренировки не используются в качестве самостоятельного занятия, а включаются в него как один из элементов.

Потому непосредственно тренинг чаще всего занимает около 5 мин. Поскольку долго удерживать внимание дошкольников из младших групп довольно сложно, то для них рекомендованы более короткие по продолжительности занятия.

Исходя из этого, можно организовывать пальчиковые упражнения с такой продолжительностью:

Возрастная группа Вид занятия Продолжительность упражнений
От одного года до двух лет Массаж 2-3 мин
3-4 года Массаж

Гимнастика

2-3 мин

Около 5 мин

5-6 лет Гимнастика 5-15 мин

Строгих ограничений по продолжительности тренинга нет. Если задача воспринимается детьми с удовольствием, занятия можно повторить несколько раз. Однако не стоит переусердствовать в этом, чтобы интерес к подобным упражнениям не пропадал.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей, как правило, повторяется в течение дня 2-3 раза. Техники можно менять. Но следует также учитывать, что на разучивание движений требуется повторение одного и того же задания ежедневно по крайней мере в течение недели.

Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет


Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 5-6 лет

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей в возрасте 5-6 лет более разнообразна, поскольку дети уже более внимательны, способны запоминать и воспроизводить гораздо больший объем информации.

Для организации уроков в таких коллективах должно быть подготовлено большее количество вариантов игр . Картотеку упражнений можно подбирать согласно тематике. В то же время нельзя пренебрегать повторением пройденного материала для закрепления полученных знаний и умений.

  • Упражнение «Замок» тренирует навыки переплетения пальцев, сцепление их в замок, вращение сцепленных между собой кистей, постукивание кулаками по поверхности, разъединение сомкнутых в замок пальцев.
  • «Помощники». Отрабатывается вращение пальцами, сгибание и разгибание каждого из них и постукивание ими по ладони, удержание в статическом положении.
  • «Помиримся». Отрабатываются вращение противопоставленными остальным большими пальцами, сгибание и разгибание, смыкание их между собой.
  • «Удивительно». Задачей постановки выступает тренировка сжимания пальцев руки в кулак. В ходе упражнения сначала сжимается один кулак, затем ладонью второй руки нужно помочь сжать кулак еще крепче. В конце упражнения выполняется легкое встряхивание конечностями. Проводить зарядку нужно поочередно для обеих рук.
  • «Прогулка». Инсценировка позволяет поработать над движениями каждого пальца в отдельности. Для выполнения этого упражнения требуется сжать кулак, противопоставив ему палец, с которым в данный момент осуществляется работа – медленное или быстрое постукивание подушечками по поверхности.
  • Пальчиковая сказка «Маланья» . В ходе упражнения необходимо выполнять хлопки ладонями, располагая то одну, то другую руку сверху, сомкнуть кончики пальцев над головой, растопыривать их, чертить ими в воздухе, обрисовывая те или иные контуры в соответствии с текстом сказки, изображать при помощи кистей рук чашку и ложку, показывать, как хлопают ресницы.
  • «Шла ворона через поле». Отрабатывает шаги кончиками пальцев по поверхности, элементы счета (дошкольникам необходимо показать определенное количество пальцев), демонстрацию каждого пальца в отдельности, размеренные постукивания кулаками и ладонями по поверхности.
  • Пальчиковая игра «Дети в лес грибной пошли» тренирует перебирание пальцами по поверхности, сгибание или разгибание пальцев при перечислении действий, соответствующих словам.
  • «Корзина с грибами». Перед дошкольниками ставится задача сцепить руки в лодочку, развести их в стороны, согнуть и разогнуть пальцы, противопоставить большой палец прочим пальцам.
  • «Съедобные грибы». С помощью сценки отрабатываются сгибание и разгибание пальцев, шаги пальцами по поверхности, подъем рук вверх с растопыренными пальцами.
  • «Мамы». Для выполнения упражнения потребуется разведение в стороны и обхват себя руками, поочередное сгибание пальцев, сцепление их в замок.
  • Пальчиковая игра «Мамины помощники». Основными элементами гимнастики выступают удары кулаками в такт словам, хлопки и поглаживание ладонями друг о дружку, сгибание пальцев поочередно.
  • «Кто приехал». В ходе занятия отрабатываются быстрое смыкание, хлопки кончиками пальцев поочередно, хлопки в ладоши.
  • «Кто где живет». В постановке выполняются поочередное сгибание пальцев на руке, чередование хлопков в ладоши и ударов кулаков друг о друга.
  • «Белочка». В задании требуется выполнить быстрые шаги пальцами по поверхности, поочередное и синхронное сжимание кулаков на обеих руках.
  • «Голодная мышка». В упражнении выполняются поочередное загибание пальцев на руках, разведение рук в стороны с выпрямленными пальцами.
  • «Лиса». В задании отрабатываются потирание ладоней, растопыривание пальцев, поворот и поглаживание руки с разных сторон, шаги пальцами по поверхности, удары кулаками по поверхности.
  • Гимнастика «Снеговик». Осуществляется воображаемая лепка из комка снега, поглаживание ладонью о сжатый кулак второй руки, подбрасывание снежка в воздух, встряхивание руками, сгибание пальцев руки, шаги по поверхности, посыпание воображаемых крошек на землю, поглаживание рук, повороты рук то вверх, то вниз ладонями, изображение процесса поедания супа и укладывания спать (руки сложены вместе и прижаты к щеке).
  • «Снежный ком». Отрабатывает сжимание ладоней, смыкание кончиков пальцев над головой, вращение кулаком возле кончика носа, описывание сферы в воздухе.
  • «Елка». Пальчиковое задание подразумевает выполнение размеренных хлопков ладонями, ударов кулаками, шагов пальцами по поверхности, разведения рук в стороны, сгибания пальцев на руках поочередно.
  • Постановка «Деревья». Выполняется потирание ладоней, растопыривание пальцев, соединение локтей и выпрямление кистей рук (ствол и крона), встряхивание всеми верхними конечностями, противопоставление указательного пальца прочим, вытягивание рук вверх с выпрямленными пальцами, соединение кончиков пальцев в одну точку (бутон), вращение указательными пальцами, разведение рук в стороны и немного вниз с выпрямленными пальцами, изображение с помощью пальцев гриба (кулак – ножка, ладонь сверху – шляпка).
  • «Листья». Упражнение отрабатывает технику выполнения волнообразных махов ладонями, плавного встряхивания кистей, шагов кончиками пальцев, скрещивания кистей с выпрямленными пальцами, поочередного сгибания пальцев, хлопков ладонями.
  • «Ягоды». От дошкольников требуется поочередно соединить одинаковые пальцы правой и левой руки, пошагать всеми пальцами, согнуть и разогнуть их в соответствии с произносимыми словами.
  • «Фрукты». Для его выполнения потребуется дополнительный атрибут – массажный мяч, который необходимо захватить двумя ладонями. Основные движения гимнастики – смыкание пальцев поочередно, противопоставление большого пальца сомкнутым в кулак остальным.

Правильно организованные занятия по пальчиковой гимнастике вызывают неподдельный интерес у дошкольников. Когда воспитатель умеет создать комфортные для выполнения упражнений условия и грамотно подобрать материал, дети не только с радостью приступают к тренировке пальцев рук, но и проявляют фантазию, придумывая движения к разучиваемым стихам и песням.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о пальчиковой гимнастике

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких:

Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук.

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.

2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.

4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.

6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.

7. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

8. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

9. Положите на стол десять - пятнадцать карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали.

10. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую стороны.

А теперь пусть ребенок попробует их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.

12. Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону - с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

13. Ребенок повторяет за вами различные движения пальцев:

а) руки поднять вверх, пальцы выпрямить, перекрестить указательный и средний пальцы;

б) а теперь перекрещиваются безымянный палец и мизинец;

в) делаете колечки: из указательного и большого, из среднего и большого и т. д.;

г) называете любое число от 1 до 10, а ребенок быстро "выбрасывает" соответствующее количество пальцев.

14. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой - средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Комплекс № 2 (рисуночный).

Попросите ребенка найти в каждой картинке рисунок, похожий на образец, и как можно аккуратнее обвести контур похожего рисунка, не отрывая карандаш от бумаги.

Образец:

Задание:

Комплекс № 3 (Игры для развития тонкой моторики пальцев рук)

Игра "Гребешок".

Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.

Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой - и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

Игра "Кошка выпускает коготки".

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони.

Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

Игра "Лесенка".

Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки - готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый - еще две ступеньки готовы.

Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы - последние. Вот и построена лестница.

Игра "Бег".

Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола.

То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.

Игра "Быстрое вращение".

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.

Игра "Колечки".

Кончик мизинца положить на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец - указательного и большого - это большое колечко. Все повторить на другой руке.

Игра "Бумага, ножницы, камень".

Играете вместе с ребенком. В такт словам "бумага, ножницы, камень" встряхиваете сжатыми в кулак руками.

То же самое делает ребенок. Затем вы останавливаетесь на одном из трех слов: если это слово "бумага", то следует выпрямить пальцы (они плотно прижаты друг к другу), если это слово "камень", то рука сжимается в кулак, если слово "ножницы", то все пальцы прижаты к ладони, а указательный и средний выпрямлены и раздвинуты, как ножницы.

бумага камень ножницы

Когда ребенок освоит эту игру, поменяйтесь с ним ролями.

Игра "Солнце, заборчик, камешки".

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены - это "солнышко".

Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить - это "заборчик".

Обе руки сжать в кулаки - это "камешки".

По вашей команде: "Солнышко", "Заборчик", "Камешки" ребенок (группа детей) показывает пальчиками: солнышко с растопыренными пальчиками, заборчик с прямыми пальчиками или камешки - кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным.

По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте последовательность, скорость произнесения слов-команд.

Игра "Замок".

На двери висит замок (пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)

Кто открыть его бы смог?

Потянули, (локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными

Покрутили, (кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев)

Постучали (постукивают друг о друга основания ладоней)

И открыли! (пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны).

Игра со спичками.

Укладываете четыре спички (две спички параллельно друг другу, сверху две спички перпендикулярно им) так, чтобы получился квадрат. Ребенок подключается к игре и тоже осторожно накладывает сверху свои спички. Так колодец постепенно растет.

    Упражнение "Угадай, кто я".

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано: "В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это". Руку не отрывать от бумаги.

Таким же образом по точкам рисовать разные фигуры: животных, цветы, овощи, фрукты, посуду, мебель, машинки (так, чтобы это было не слишком сложно, можно было бы обвести, не отрывая руки, и знакомо ребенку шести лет).

    Игра "Самолеты за облаками".

Эта игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Для нее требуются бумага и достаточно мягкий карандаш.

Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух из них - облака. Вы говорите ребенку: "Смотри, какие разные облака - одно совсем черное и самолета за ним совсем не видно, а другое - светлое и самолет хорошо виден". Темные и светлые облака вокруг других самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим, дом - ночью, дом - вечером.

    Упражнение для развития способности к дифференцированию усилий кистей рук.

Покажите ребенку рисунок, на котором есть образец - три геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Каждая из этих трех фигур заштрихована по-разному: треугольник очень сильно (с большим нажимом карандаша), круг - средней силы штриховкой и квадрат заштрихован слегка. Задача заключается в том, чтобы степень штриховки каждой фигуры соответствовала образцам. Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите его выполнить это задание как можно точнее и аккуратнее. Начинайте с одной-двух строк.

Если ребенок отличается медлительностью, то это упражнение можно делать и на время.

    Игра "Я самый меткий".

Ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки от бумаги.

1. Быстро пробеги по лабиринту.

2. Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом в другую).

    Игра в фантики.

Сделайте из конфетных оберток фантики. Научите своего малыша складывать фантики.

Положите фантик на ноготь большого пальца и щелчком об указательный отправьте его в полет.

Положите фантик на ноготь указательного пальца и щелчком о большой палец отправьте его в полет, и так на каждом пальце.

Многие упражнения из других разделов также развивают тонкую моторику рук, особенно это относится к тем заданиям, в которых ребенок чертит линии, рисует, срисовывает различные фигуры и т. д.

~ 9 ~

Наша работа свела нас со многими музыкантами, потому что мы организовали для них специальную секцию под названием «Вы - инструмент», чтобы удовлетворить специфические потребности музыкантов. Разумеется, эти потребности очень разные. Проблемы пианиста, скрипача и флейтиста отличаются очень сильно: они по-разному используют свои руки, принимают совершенно непохожие позы при игре. И вместе с тем заботы музыкантов имеют много общего.

Здесь нет места для подробного описания всех упражнений, связанных с игрой на каждом инструменте, но мы можем рассказать о способах, посредством которых каждый музыкант, обратившийся к нам, получал возможность расслабиться и научиться слушать свое тело. Говоря о музыкантах, мы подразумеваем арфистов, скрипачей (все виды скрипок, включая альт, виолончель и контрабас), пианистов, ударников (все виды ударных инструментов), флейтистов, гитаристов (простая и электрогитара), баянистов (и аккордеон) и вокалистов.

Приступая к работе над этой главой, проработайте сначала первые шесть глав этого курса. Обратите внимание на упражнения по координации в главе «Нервная система» (упражнения с 6-12 по 6-19) .

У всех людей, которым приходится в течение долгого времени работать руками, возможно возникновение болей и напряжения не только в руках, но и во всей верхней части тела. У многих музыкантов к этому добавляется необходимость принимать неловкую утомительную позу при игре: у скрипача и флейтиста с головой, повернутой набок, у арфиста с руками, которые надо держать все время на весу, саксофонисту надо удержать в руках тяжелый инструмент.

Следствием этого являются многочисленные проблемы, среди которых воспаление сухожилий, судороги и мышечные спазмы, артриты, головные боли, боль в лице, перенапряжение глаз, напряжение и боль в грудных и плечевых мышцах. Чаще всего встречается синдром канала запястья - воспаление чрезвычайно болезненное, сопровождающееся жжением и онемением мышц руки, запястья и кисти.

Эти болезни возникают не из-за того, что вы много работаете руками. Массажисты, которые работают руками иногда целый день кряду, доказали, что такая работа возможна и без последствий в виде болей. Эти недуги - результат действия при напряженном состоянии кистей и рук, то есть работы мышцами, которые постоянно находятся в сокращенном состоянии. Некоторая степень сокращения мышцы неизбежна, поскольку вам надо держать в руках инструмент и играть на нем, но большая часть этого напряжения совершенно не нужна. Выработав в себе способность слушать тело, выявлять излишнее напряжение, вы сможете от него избавиться, что несет с собой не только избавление от боли, но и улучшение качества игры.

Есть три главных элемента, способных повысить ваше мастерство: расслабление, сила и умение слушать свое тело. Расслабленные мышцы более гибкие и более подвижные, что позволяет вам играть точнее, быстрее, в такой тональности и с такой выразительностью, которой вы желаете добиться. Сильные мышцы устают не столь быстро, что дает вам возможность упражняться, дольше не утомляясь.

Однако самым важным является умение слушать свое тело. Первый уровень этого умения - простая способность ощущать свое тело. Многие музыканты не помнят о своем теле вообще, полностью погрузившись в ноты, следя за ритмом, тональностью и другими техническими аспектами музыкального исполнения. Физическая боль у многих музыкантов возникает от того, что они во время игры забывают, что именно сам музыкант есть тот инструмент, который надо держать точно настроенным.

А «настройка музыканта» как инструмента включает в себя осознание им того, в какой он находится позе, как движется, расслаблен или напряжен, как чувствует себя его тело во время исполнения. Мгновенное понимание, как вы прикасаетесь к инструменту, как он реагирует на это прикосновение, какой звук при этом издает - это и есть второй уровень умения слушать свое тело. Упражнения, которые мы включили в эту главу, помогут вам расслабиться и повысить силу рук и верхней части тела, однако главная их цель - научить осознавать, ощущать, понимать себя и свою музыку.

Расслабление тела

Возможно, вы еще не испытывали боли, связанной с вашей работой на инструменте, и никаких проблем с мышцами у вас не возникало. Если это так, то мы тем не менее советуем вам сделать две вещи.

Первая: взяв с собой инструмент, посетите специалиста по лечебному массажу, мануального терапевта, врача, специализирующегося в области лечебной физкультуры. Пусть профессионал посмотрит на вашу игру и скажет о своих впечатлениях: где у вас тело излишне напряжено, какие ошибки вы допускаете, принимая определенную позу, и какие характерные особенности могут со временем привести к возникновению проблем. Тем самым вы сможете предотвратить возникновение болей или заболевания. Не все врачи обладают способностью к такому анализу, поэтому объясните, что вы ждете от этого визита.

Вторая: пусть частью ваших повседневных тренировок станут расслабляющие упражнения, причем по любой системе: самоисцеления, йоги, тай-ай-чи.

Люди часто приходят к нам с жалобой на «внезапное развитие болей». По нашему мнению, внезапно боль только проявляется, а развивается в результате многолетнего злоупотребления своим телом. Если боль связана с вашей профессией, прежде всего внимательно прочитайте весь этот курс, чтобы выбрать из него упражнения, относящиеся к проблемной части тела. Особое внимание обратите на главу «Нервная система» .

Ежедневно выполняйте отобранные упражнения, сделайте их частью ваших музыкальных тренировок, ведь освобождение от боли, без сомнения, улучшит ваше исполнительское мастерство. Вы, возможно, обнаружите, что недомогание прошло полностью, но вероятен и другой случай: это недомогание прошло, но тут же возникло другое. Например, боль в бедре может быть результатом чрезмерного напряжения поясницы, и, научившись расслаблять мышцы бедра, вы почувствуете тяжесть в пояснице, в которой и кроется первопричина. Если случится так, то перейдите на упражнения именно для этой области.

Кроме того, следует помнить, что во время музыкальных занятий надо выполнять растягивающие и расслабляющие упражнения. Обычно люди становятся напряженными в процессе регулярных музыкальных упражнений. Мы надеемся, что, научившись слушать свое тело, вы сможете сохранить расслабленность и чувство комфорта во время музыкальных занятий.

В любом случае физические упражнения полезны для поддержания вашего здоровья и чувства благополучия во всем теле, и их следует противопоставить утомлению от занятий в одной и той же позе. Далее следуют несколько упражнений, которые мы особо рекомендуем.

Каждому человеку за день приходится совершать множество операций руками, и в особенности кистями. А есть ряд профессий, где подвижность суставов пальцев играет особо важную роль. Это художники, музыканты, иллюзионисты, геймеры и т.д. Сегодня же, когда каждый из нас работает за компьютером, гимнастика для пальцев приобретает особую актуальность. Руки и пальцы устают за день.

Каждому человеку за день приходится совершать множество операций руками, и в особенности кистями. А есть ряд профессий, где подвижность суставов пальцев играет особо важную роль. Это художники, музыканты, иллюзионисты, геймеры и т.д. Сегодня же, когда каждый из нас работает за компьютером, гимнастика для пальцев приобретает особую актуальность. Руки и пальцы устают за день. Чтобы снять напряжение и позволить повысится работоспособности необходимо упражнять пальцы.

Для детей пальчиковая гимнастика особенно важна, она развивает мелкую моторику, тренирует участки мозга, отвечающие за речь.

Для того чтобы снять усталость, повысить работоспособность рук и улучшить их форму (какая девушка или женщина не хотела бы иметь красивые руки?), нужно регулярно их упражнять. Предлагаем вам комплекс упражнений для пальцев, который поможет вам повысить их подвижность, увеличить силу пальцев, а также поддерживать высокую работоспособность, предупредить профессиональные заболевания суставов.

Гимнастика для подвижности пальцев рук

Каждое упражнение выполняйте (стоя или сидя за столом) от 10 до 20 раз и постоянно увеличивайте дозировку. После каждого упражнения расслабьте кисти и пальцы, встряхните ими. В конце комплекса сделайте массаж пальцев, поглаживая их от кончиков к запястью.

1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистями вправо, а затем влево. 10–20 раз в каждую сторону.

2. Сгибать и разгибать кисти рук вверх-вниз.

3. На «раз» - с силой сжать пальцы в кулак, на «два» - растопырить их в стороны.

4. Выпрямить пальцы, большой отвести в сторону и выполнить им круговые движения сначала вправо, а затем влево.

5. Выпрямить пальцы. Попеременно сгибать и разгибать две первые фаланги пальцев.

6. Развести прямые пальцы и последовательно, начиная с мизинца (веерообразным движением), сгибать пальцы в кулак. Затем тоже самое, но начиная с большого пальца.

7. Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Следите за тем, чтобы другие пальцы оставались собранными в кулак.

8. Положив кисти на стол, поочередно поднимать по одному пальцу. Другие лежат неподвижно.

9. Поставить полусогнутые пальцы на стол (кисти не касаются стола). На «раз» - оторвать согнутый палец от стола, на «два» - выпрямить, на «три» - согнуть, на «четыре» - верните палец на место. Упражнение выполнять каждым пальцем в отдельности.

10. Сгибать кисти так, чтобы большие пальцы дотянулись до предплечий. Выполнять попеременно правой и левой рукой.

11. Прижать пальцы кистей рук друг к другу так, чтобы ладони не соприкасались. Делать пружинящие движения пальцами не отрывая их друг от друга.

12. Захватив правой рукой кончики пальцев левой руки, медленно потянуть их. Сменить руки.

После выполнения упражнений сделайте легкие потряхивания кистями, затем потрите друг о друга ладони, погладьте пальцами кисти поочередно с наружной и внутренней стороны.

Гимнастика для мышц кистей и пальцев рук

Пальцы рук - тонкий и вместе с тем мощный инструмент в практической деятельности человека и разнообразных жанрах искусства. Хорошо развитая кисть и сильные пальцы нужны и во многих видах спорта: спортивной гимнастике, всех видах борьбы, тяжелой атлетике и др.

Каждое упражнение выполняйте от 10 до 20 раз и постоянно увеличивайте дозировку. После каждого упражнения расслабьте кисти и пальцы, встряхните ими. В конце комплекса сделайте массаж кистей рук.

Сила пальцев рук зависит от степени тренированности мышц-сгибателей. Как показано на рис. (1-а), для их нагружения нужно взяться пальцем одной руки за большой палец другой, которую используем как неподвижную опору. Теперь с силой (F) отогнем палец, преодолевая сопротивление опорной руки. Таким же образом поочередно нагрузим остальные пальцы, а затем те же упражнения проделаем для пальцев другой руки. Упражнение можно выполнять также, одновременно захватив четырьмя пальцами большой палец другой руки (1-б). Большой палец каждой руки проработать отдельно.

Выполняя упражнение, первые сгибания пальцев проводить в легком разминочном режиме, усиливая мышечное напряжение в последующих повторах. Это правило относится и к выполнению всех других упражнений. Для тренировки разгибателей пальцев используем в качестве опоры раскрытую ладонь с выпрямленными и соединенными вместе пальцами. Упираясь в ладонь (или пальцы) слегка согнутым пальцем другой руки (1-в), с силой выпрямить его, сохраняя нажим руками во встречном направлении. Это упражнение можно выполнять и одновременно для четырех пальцев (1-г).

Тренировку сгибателей и разгибателей кисти проводим по следующей схеме.

Кисть сжать в кулак. Повернуть ее до предела к себе, преодолевая сопротивление, создаваемое кистью другой руки. Выполнить поочередно приведение (2-а) и отведение кистей (2-б) с соответствующим положением руки, которой создают сопротивление.

Более полное комплексное нагружение мышц, «управляющих» движением кисти, показано на рис. (2-в) (исходное положение) и (2-г). Обхватив пальцами верхней руки согнутую в кулак кисть другой руки, вращать эту кисть. При этом руками создают нажим во встречном направлении.

© 2024 Спортивный портал